Год антитабачному закону. Что изменилось
Лента новостей
В понедельник исполняется ровно год, как в полную силу заработал антитабачный закон. Стали ли люди меньше курить, вырос ли контрафакт — к каким последствиям привел антитабачный закон?
Первая часть антитабачного закона вступила в силу 1 июня 2013 года. Было запрещено курение в общественных учреждениях, на детских площадках, рабочих местах, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах, а также в 15-метровой зоне от них.
1 июня прошлого года запретили курить также в барах, ресторанах, поездах дальнего следования и гостиницах. Ярый сторонник запрета — первый зампред думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко — считает, что закон принес свои плоды: контрафакта больше не стало, а курить стали значительно меньше.
Николай Герасименкопервый зампред комитета Госдумы РФ по охране здоровья«За два года курение снизилось на 17% среди куривших — уменьшилось на 6 миллионов. Минздрав приводил цифры: если раньше курили примерно 40 млн человек, то сейчас — 34 млн. Упали продажи сигарет на 16%, и наши сигареты практически одни из самых дешевых в мире, поэтому говорить, что у нас цены на сигареты нельзя больше повышать, как табачники говорят, контрафакт и т.д., на самом деле контрафакт очень небольшой — колеблется от 0,5-1,5%».
Сигареты и так значительно подорожали. Менее чем за год, например, Winston вырос в цене на 50%, Parliament — на 25%. Данные о количестве контрафактных сигарет подтверждают аналитики TNS: они занимают 0,8% рынка. А вот насчет 6 млн бросивших курить — это спорно. Агентство маркетинговых исследований «Ипсос» утверждает, что с 2010 года количество курящих сократилось менее чем на миллион. А с 2013-го только на 100 тысяч. Несмотря на запрет, люди все равно курят там, где нельзя. Не пугает даже штраф в 1,5 тысячи рублей. Например, в подъездах. Чем порой доставляют серьезные проблемы жильцам. Одну из таких курьезных историй рассказала наша коллега Елена Марчукова.
Елена Марчуковапродюсер Business FM«Запах табака с лестничной клетки, где, действительно, курят, где стоит пепельница. В общем, никто не скрывает, что курит на лестнице. Срабатывает пожарная сигнализация. Особенно смешно, когда ты выходишь из дому, в одной руке ребенок, в другой — велосипед, игрушки, подходишь к лифту, и тут срабатывает пожарная сигнализация. Лифт перестает работать, при этом блокируется на время, пока она сработала. А живешь ты при этом на 14-м этаже. Т.е. деться уже ты никуда не можешь с ребенком и велосипедом. Ничего не остается, кроме как идти обратно домой и выжидать, пока все успокоится».
Это, конечно, безобразие. Но есть и другая сторона медали. Например, что делать курильщику в поезде? Ехать сутки, а может и больше, а курить нельзя. Запрет породил новую «услугу» — у некоторых проводников за 100 рублей можно покурить в туалете.
В РЖД даже предлагали ввести «курящие» вагоны. Согласно опросам, курильщики готовы платить за билет в спецвагон на 10, 15 и даже на 20% больше. Но инициатива развития не получила. Та же проблема в аэропортах, говорит магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь.
Александр Друзьмагистр игры «Что? Где? Когда?»«Как курил, так и продолжаю курить. Отсутствие курилок в аэропортах больше всего достает. Рассчитываю так, чтобы попасть на вылет к самолету как можно позже, чтобы поменьше находиться без курения».
Певец Валерий Сюткин сам курит только сигары и исключительно для удовольствия. Но против дискриминации курильщиков в тех же ресторанах.
Валерий Сюткинпевец«Когда вечером терраса на открытом воздухе и говорят, что у нас на 2 см до стены меньше, чем в соседнем заведении, поэтому курить у нас нельзя. Я вообще за то, чтоб в ресторанах были курящие зоны и некурящие. Или, в конце концов, курящий ресторан или некурящий. Сам чтобы определялся, платил лицензию за курение, пусть туда курящие люди ходят. Надо давать возможность, потому что явный перебор, дискриминация».
Ну, любят в России курить. Никуда от этого не денешься. Сколько бы не говорили о вреде сигарет, какие бы картинки на пачки не наклеивали, наш человек живет по принципу «курить противно, пить вредно, а помирать здоровым жалко».