Суд за «Норникель». Наталия Потанина претендует на звание богатейшей женщины
Лента новостей
В Москве проведут первое слушание по иску к известному бизнесмену. Его экс-супруга намеревается отобрать половину акций «Норильского никеля» и компании «Интеррос»
Сегодня в Москве пройдет первое слушание по иску Наталии Потаниной к бизнесмену Владимиру Потанину. Бывшая жена хочет отсудить у Потанина ни много ни мало половину акций «Норильского никеля» и компании «Интеррос Интернешнл». Ведь, как гласит семейный кодекс, все имущество, нажитое за годы брака, является совместной собственностью. В чем разница между супругом, акционером и владельцем бизнеса?
30 лет брака не спрятать в офшорах. Наталия Потанина уже начала с победы, когда дала знаменитое интервью Forbes Woman. Сочувствие к женщине понятно — очевидно, что развод стал для нее шоком. Еще очевиднее, что супруги явно расстались, что называется, не на берегу. Но судебный иск — другое дело. Цель госпожи Потаниной — половина не только «Норникеля», но и «Интерроса» вместе с «Розой Хутор» и даже медиаактивами.
«Смотря что половинить», — когда-то ответил другой российский бизнесмен Алексей Мордашов. История его развода также была очень громкой. «Деньги готов обсуждать, но акции не отдам! Там ведь завязаны десятки тысяч людей», — восклицал он. Да и сам Потанин супругу без денег, в общем-то, не оставил: каждый месяц на ее счет бизнесмен переводит 8 с половиной миллионов рублей. Однако и это супругу не устроило. Она настаивает на разделе акций, а чтобы конфликт не сказался на положении «Норильского никеля», причитающийся ей пакет акций она собирается передать в управление государству. Особенности громкого дела анализирует адвокат Александр Раппопорт.
Александр Раппопортадвокат«Любое имущество, приобретенное супругами во время брака, является совместно нажитым. В данном случае акции какого-нибудь предприятия не являются исключением. Это не будет в чистом виде прецедент. Это достаточно частый случай, в том числе в нашей практике, когда один из супругов получает часть активов другого супруга, в том числе, когда они выражены в ценных бумагах. Другое дело, что очень часто акционеры — непрофессиональные люди, которые скупают бумаги, часть спекуляций. Как правило, крупные компании предусматривают специальный корпоративный механизм, который защищает себя от непрофессиональных действий акционеров. Но мое личное мнение — конечно, консолидированный капитал всегда лучше для компании. В России специфика бизнеса во многом складывалась таким образом, что не всегда активы формально были явными, были на виду. Поэтому существуют достаточно сложные структуры и владенческие схемы. В рамках бракоразводных процессов достаточно сложно в них проникнуть. Я не могу сказать, что суды, в частности, в России, каким-то образом притесняют женщину как таковую. Просто понятно, что человек, управляющий бизнесом, изначально легче защищен, чем человек, который хочет в него проникнуть».
Совсем в ином положении находятся супруги депутатов и чиновников, чьи декларации о доходах сами разрушают мифы о гендерных конфликтах. Хотя что уж там. Весь женатый бизнес и вовсе содрогается от истории бизнесмена Дмитрия Рыболовлева. Ровно год назад швейцарский суд обязал его выплатить бывшей супруге более четырех миллиардов швейцарских франков. Британское право, к слову, обязывает делить имущество, живи ты даже в гражданском браке. В России такого нет, иначе бизнесмены, наверное, и с женщинами бы жить перестали, говорит генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.
Георгий Дзагуровгенеральный директор Penny Lane Realty«Безусловно, наши бизнесмены ввиду того, что наше законодательство не защищено в этом плане, находятся в более выигрышной ситуации, чем европейские коллеги. Там совершенно ничего не утаишь, не спрячешь. Как мне кажется, у Потанина здесь все схвачено, и опасения здесь в большей степени я бы выразил, если бы супруга была бы из Европы, и, хуже того, из США. Вот тогда бы она оставила его без штанов. Я наблюдал ситуацию одного развода. В тот момент, когда супруга сказала, что она обратит внимание на акции и облигации супруга, на его доли в предприятии, он сообщил, что она сейчас приобретет себе одну сплошную боль и одни сплошные долги, что ему было сделать абсолютно несложно».
Forbes оценивает состояние Владимира Потанина в $15,4 млрд долларов. Так что Наталия Потанина претендует не только на половину его активов, но и на звание одной из самых состоятельных женщин не только в России, но и в мире.