24 рубля за доллар — суд обязал ВТБ 24 пересчитать валютную ипотеку
Лента новостей
Решение вынес Пушкинский городской суд. В материалах суда сказано, что когда банк консультировал заемщицу, то упоминал о достаточно стабильном курсе доллара, что и повлияло на решение
Доллар по 24 рубля. По этому курсу банк ВТБ 24 должен реструктурировать валютный ипотечный кредит одной из заемщиц. Такое решение принял Пушкинский городской суд Московской области. И более того – банк обязан произвести перерасчет произведенных платежей, размер которых превышал курс доллара США, установленный на день заключения кредитного договора. Банк подал апелляцию. Будет ли решение по делу прецедентом?
Революционное для проблемы валютных ипотечников судебное решение было принято еще в феврале. Но хотя оно и было опубликовано на портале правовой информации, затерялось среди множества документов и внезапно стало достоянием общественности только сейчас, благодаря социальным сетям.
Ассоциация российских банков быстро отреагировала на неё заявлением, в котором ставится под сомнение экономическая грамотность российских судов, и утверждается, что те, кто взяли валютный ипотечный кредит, хотели платить меньше, так как процентная ставка по валютным кредитам была значительно меньше. И обязаны платить за риск. С этим тезисом абсолютно не согласен автор законопроекта о реструктуризации долгов валютных заёмщиков депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутов.
Андрей Крутовдепутат Госдумы от «Справедливой России»«За последние 10 лет средневзвешенная ставка по рублевой и валютной ипотеке с учетом конвертации ежемесячной приблизительно одинакова. По рублям это 13,1%, по валюте — 13%. Начиная с 2008 года, плательщики валютной ипотеки в среднем платили на 25-30 % больше, чем обладатели рублевой ипотеки, поскольку попали под последствия девальвации. Поэтому говорить о каких-то немыслимых преференциях, которые получали все эти годы валютные ипотечники, нельзя».
Законопроект, автором которого вместе с группой депутатов был Андрей Крутов, собственно, и предлагал такое кардинальное решение — реструктуризацию оставшихся долгов в рубли по курсу, который был на тот момент, когда договор заключался. Справедливости ради надо сказать, что первые попытки реструктуризации в рубли многие заёмщики делали ещё после девальвации на рубеже 2008 и 2009 годов. Но банки им отказывали. Причина простая – сами они занимали средства на международных рынках капитала и перепродавали их в России. Но нести валютные риски не хотели. Это плохо для баланса. Собственно, и выдавали они чаще всего кредиты по тому же принципу – берите в валюте или не берите вообще.
Теперь ВТБ 24 собирается обжаловать решение Пушкинского суда. И хотя право в России в принципе не прецедентное, решение суда следующей инстанции может оказаться крайне важным для десятков тысяч других заемщиков. Ну и, конечно, для банков. Говорит президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаковпрезидент Ассоциации региональных банков«Если этот прецедент получит поддержку на более высоком уровне, то, очевидно, стоит ожидать, что пойдет череда судебных решений в пользу валютных заемщиков. Значит, кредитным организациям придется брать на себя убытки, связанные с тем, что курсовая разница, которая возникла в результате девальвации рубля, на кого-то должна была лечь. Если будет обратное решение, более высоких инстанций, лучший вариант в таких ситуациях — находить какой-то компромисс и решение, которое могло бы устроить обе стороны».
Примером такого компромисса могло бы стать, например, исполнение рекомендаций Центробанка, сделанных в конце января. Регулятор предложил банкам перевести все обязательства заемщиков в рубли по курсу на 1 октября 2014 года — 39 рублей 38 копеек за доллар. Но они проигнорированы банками, в т.ч. и «Сбербанком», акционером которого является сам ЦБ.
Пока же единственный «компромисс», который предлагают банки, — это выселение валютных заемщиков, которые не в состоянии платить. Таких процессов в разной стадии уже существует около 500 по всей России.