Запад обеспокоен российским законом о «нежелательных организациях»
Лента новостей
В документе нет слова «некоммерческая»: указано лишь, что организация может быть иностранной и неправительственной. Данная формулировка делает уязвимой любую компанию. Как бы то ни было, закон подписал президент
Подписанный Владимиром Путиным закон о нежелательных для России иностранных и международных неправительственных организациях вызвал большие споры. Свою обеспокоенность уже выразили США и ЕС. Официальный представитель главы европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что это шаг в ряду ограничений, наложенных на гражданское общество, независимые СМИ и политическую оппозицию. Не совсем понятны критерии, по которым ту или иную организацию можно отнести к «нежелательной». Ну и, пожалуй, главное, что вызывает споры — признать таковой иностранную неправительственную организацию может Генпрокуратура без участия суда.
Согласно закону, нежелательной может быть признана деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющей угрозу основам конституционного строя, обороноспособности страны или безопасности государства. Генпрокурор или его заместители смогут запрещать нежелательным организациям осуществлять проекты на территории России по согласованию с МИД. Перечень таких организаций будет вести Минюст. Все это значительно упрощает процедуру запрета, говорит Антон Поминов.
Антон Поминовдиректор Transparency International в России«Этот новый закон прекрасен тем, что там даже не нужно суда. То есть нежелательной можно признать организацию, для этого не нужно никакого разговора, никакого разбирательства, это абсолютно отдается на дискрецию чиновникам. Запретить проще, потому что не нужно ничего доказывать, просто можно тихо включить и все».
Планируется наказывать и тех, кто будет сотрудничать с нежелательными организациями. Для физических лиц штраф составит 15 тысяч рублей. Что подразумевается под таким сотрудничеством, в законе не прописано, говорит глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин.
Сергей Никитинруководитель российского представительства Amnesty International«Создается впечатление, что закон направлен, в том числе, и на такие организации, как наша, но следует отметить: по нашему мнению, закон так же направлен и на российских активистов, и на независимые российские организации. Очень мутная формулировка того, что называется «принятие участия в деятельности», скажем, просто переписка какой-то российской некоммерческой организации, допустим с нежелательной международной или иностранной организацией, может быть расценена как именно принятие участия в деятельности».
Еще один важный момент. В законе прописано лишь то, что организация может быть иностранной и неправительственной. Слово «некоммерческая» отсутствует. При такой формулировке под действие документа может попасть любая компания.
Андрей Корельскийуправляющий партнер адвокатского бюро КИАП«Все неправительственные иностранные организации де-факто по толкованию данной нормы являются, получается, субъектами данного закона. Что выглядит, конечно, странно, когда Генпрокуратура начинает принимать решения о том, что коммерческая организация, к примеру, Apple или Samsung, являются нежелательными организациями».
США и ЕС уже выразили недовольство новым российским законом, правда, не совсем понятно по какой причине. Это отнюдь не российское ноу-хау. Документ принят в ответ на западные санкции, объяснил один из авторов закона, парламентарий от «Справедливой России» Александр Тарнавский.
Александр Тарнавскийдепутат от «Справедливой России»«Последние примеры, когда администрация президента США закрыла рынок российскому концерну «Калашников», который продавал значительную часть продукции, концерн признали нежелательным. В определенной мере можно говорить, что аналогичные решения приняты ЕС в отношении российских компаний нефтяного и финансового сектора».
Теперь российские банки должны будут отказывать нежелательным организациям в проведении финансовых операций и предоставлять информацию об этом в Росфинмониторинг, а тот — в Генпрокуратуру и Минюст. Если нежелательная организация продолжит работу в России вопреки запрету, ей будет грозить административный штраф до 100 тысяч рублей или уголовное наказание: штраф до полумиллиона плюс до 8 лет лишения свободы для ее руководителей.