Self-Made. Бизнес на квестах
Лента новостей
В этот раз история об одном из самых популярных развлечений Москвы — квестах в реальности. С их создателями — Львом Медведевым и Анной Сергеевой —встретился обозреватель Business FM
Новая серия специального проекта Business FM Self Made. Мы рассказываем о предпринимателях, которые сумели построить в России новый успешный бизнес.
В этот раз история об одном из самых популярных развлечений Москвы — квестах в реальности. С их создателями — Львом Медведевым и Анной Сергеевой — встретился обозреватель Business FM.
По легенде, это секретный командный пункт. Три на три метра: радиоточка, стол под зеленым сукном, брошенный китель полковника ГРУ. Обстановку для разговора о бизнесе квестовых игр выбрали основатели компании «Кубикулум» Анна Сергеева и Лев Медведев. Проект они запустили с нуля, прошлым летом. Сейчас оборот компании приближается к 10 миллионам. А история началась в декабре 13-го, решили открыть бизнес. Выбирали, какой. В это время третий человек в команде, Дарья Медведева нашла первый в то время квест в Москве. Рассказывает Лев.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Мы все выходцы с проектов, связанных с ориентированием. Мотались ночами каждый две недели по заброшенным местам нашего города. Нам хотелось этим заниматься и дальше. Мы поняли, что это можно монетизировать и создать локально в замкнутом пространстве. Придя на встречу к остальным друзьям, мы прямо сказали: «Вот тот бизнес, которым мы будем заниматься».
Квест в реальности — это стилизованное помещение, где на час запирают команду из нескольких человек. С помощью предметов в комнате игрокам надо решить загадки и найти ключ от двери, поэтому первая составляющая качественного квеста — это незатертый сценарий, говорит Лев.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Мы собрались, очень быстро написали три сценария. Мы собирались ночами, в моей квартире. Часто выходили на балкон, и наиболее интересные мысли рождались именно там. Мы смеялись над тем, что сейчас наши соседи возьмут и откроют по-настоящему классный квест».
Первые проблемы у бизнесменов возникли с помещением. Поиск подходящего места превратился в отдельный квест на рынке недвижимости.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Мы поняли, что эта площадка должна быть не какая-то обычная — подвал или магазин, а что-то интересное. Поиски заняли много времени. Люди не понимали, что такое квесты, нас принимали за каких-то садомазохистов, за интим-услуги, когда мы говорили, что будем закрывать людей на час».
К разговору присоединяется Анна Сергеева.
Анна Сергеевасооснователь компании«Люди, которые сдают помещения, не понимали, о чем идет речь. Это сейчас кредит доверия подобному бизнесу колоссально вырос. Квесты создали отдельный рынок труда. В том числе, огромное количество объявлений о сдаче в аренду помещений. Под квесты, в первую очередь, пытаются сдать, потому что люди понимают, что бизнес идет хорошо, и свои деньги за аренду они будут получать стабильно».
В конце прошлого года надежность арендаторов еще раз подтвердил кризис. Когда ставки на квадратные метры падали по всей Москве, квестовые компании так и не дождались скидки. Продолжает Лев Медведев.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Крупные квестоделы сталкивались с проблемой арендодателей, которые цены повышали. Они видели, что доход у квеста — это достаточно интересная сумма. И пытались выкачать как можно больше денег как раз в кризис. Мы не сталкивались с такой проблемой, потому что у нас площадка честная и чистая. И если обещали какую-то цену — эта цена остается».
С другой стороны, бизнес на квестах в реальности стал расти именно в кризис. Если в конце 13-го на рынке был один игрок, сейчас их более ста. Квесты заменили более затратные развлечения, объясняет Анна.
Анна Сергеевасооснователь компании«Кризис сыграл нам на руку. У нас русский человек абсолютно удивительный. Развлекаться, радовать себя, люди будут в любом случае, чтобы ни происходило. Это не та сумма, которую люди не могут на себя потратить. Мы увидели удивительную закономерность. Как только в информационном пространстве появляется много сообщений про какие-то саммиты, про какие-то заседания и в этот день, и скорее всего, на следующий люди замирают. Чуть больше в информационном пространстве начинает появляться «котиков» — все становится прекрасно. И снова продолжают ходить».
И этот интерес к игре, признался Лев, компания успешно монетизировала.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Мы, исходя из того, что кризис, клиенты идут и все хорошо, приняли решение, что не будем поднимать цены. И все новогодние праздники работали по цене ниже, чем у всех остальных, большинства основных конкурентов на рынке. И наши же клиенты нас заставили цены поднять. Сначала по телефону нам звонили и спрашивали: почему у вас дешевле? У вас что — хуже? Приходили, пробовали и на выходе говорили: «Ребята, да вы с ума сошли! Это разве стоит тех денег, которые вы просите?! Просите больше».
В индустрии развлечений рынок квестов сравнивают с золотым клондайком. Бизнес только подходит к пику и вокруг много незанятых ниш, говорит гендиректор PMAM Agency Ал Изидинов.
Ал Изидиновгендиректор PMAM Agency«Если вы сейчас посмотрите на рынок квестов, вы наверняка увидите, что у нас не хватает детских квестов, специализированных квестов, у нас почти полностью отсутствуют бизнес-квесты, b2b. На мой взгляд, в ближайшее время этот рынок будет искать новые выходы, новые ниши и будет развиваться. Наибольшего пика этот рынок достигнет в конце 2015 — середине 2016 года. Почему это будет массовым? Потому что нужны небольшие вложения. По моим прикидкам, от полумиллиона до 5 миллионов, плюс организация бизнеса. Это все доступно».
В какую сумму обошлось строительство квестов для компании, Анна и Лев называть не стали. Говорят, не показатель. Комнаты команда создавала сама. От оформления до разработки и сборки технических фишек. У Льва за спиной несколько лет в МИФИ, с дизайном помогли друзья. Предметы для квеста собирали на чердаках и дачах. В игру даже попало редкое военное издание. О чем не знают игроки и постоянно портят. Последний экземпляр на замену заказывали в Иркутске, говорит Лев.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«Мы, исходя из нашего сдвига по безопасности, все продумали и убрали все, что можно сломать. Но это все равно происходит. Самое смешное, что в одном из наших квестов есть пять стеклянных предметов. Мы думали, что они будут биться и биться часто. Честно, ни одного еще не разбили. Невероятно! В этом квесте есть одна армейская штучка, которая создана, чтобы по ней чуть ли не танк мог проехать... Дети сломали».
Новые квесты, по словам Льва, обходятся компании намного дороже.
Лев Медведевгендиректор компании «Кубикулум»«На современном этапе развития квестов уже даже не дизайнеры нужны, а нужны декораторы. Это люди, которые воссоздают полную картину этого мира. У нас как раз на третьем квесте работают художники-декораторы киношные, которые занимаются созданием фильмов — там уже совершенно иной подход. Там уже создается из других материалов... В частности, пол третьего квеста у нас весит 500 килограммов. Двери толщиной в 140 миллиметров, которые сейчас изготавливаются специально для нас. Для того чтобы соответствовать безопасности, их приходится делать вручную».
Последний вопрос собеседникам: какое будущее ждет их бизнес, особенно после того, как на рынке появились сотни конкурентов. Отвечает Анна Сергеева.
Анна Сергеевасооснователь компании«Это разовый продукт. Люди возвращаются в проект ровно столько, сколько в проекте комнат. Поэтому здесь про конкуренцию говорить достаточно сложно. Москва — огромный город, здесь неисчерпаемый человеческий ресурс. Чем больше будет комнат, тем больше людям это приестся в один прекрасный момент. И это не путь развития этого бизнеса — открывать раз в месяц комнаты. Что будет дальше? Во что перерастет этот рынок? Пока сложно сказать».
Финал этой истории остается открытым. Бизнес на квестах сам превратился в квест.