Чей «Бук» сбил Boeing. Новое расследование
Лента новостей
Журналисты портала совместных расследований Bellingcat опубликовали отчет об идентификации пусковой установки ЗРК «Бук», которая, по мнению авторов, могла сбить самолет
Выводы в целом не новы и придерживаются версии, согласно которой Boeing мог быть сбит российским комплексом ПВО. Именно мог. Утверждать, что это тот самый «Бук», авторы отчета не стали.
Передачу о результатах исследования Bellingcat показала австралийская информационно-аналитическая программа. Видео размещено на YouTube. Всего 12 минут. Собственно, половина этого времени посвящена отслеживанию пути ЗРК «Бук» в Донбасс.
Компьютерщик из тихого английского городка Лестер Эллиот Хиггинс внимательно изучил видео и фотографии, размещенные в соцсетях и проанализировал их, используя метод геолокации с помощью спутниковых карт Google.
На основе этих данных, его коллеги из Bellingcat пришли к выводу, что установка, замеченная 17 июля (в день крушения лайнера) в Донбассе, принадлежит 53-й зенитной ракетной бригаде, дислоцированной в Курске.
Ровно за месяц до крушения малайзийского Boeing оттуда выехала колонна военной техники и направилась к российско-украинской границе. Одной из этих машин оказался ЗРК «Бук» с частично закрашенным бортовым номером. Видны только первая тройка и последняя двойка. Спустя месяц та же машина оказалась на территории, подконтрольной ополченцам.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин считает, что делать подобные утверждения, основываясь на фотографиях, некорректно. Равно как и утверждать, что Boeing был сбит истребителем.
Владимир Дворкинглавный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор в отставке«Это все интересные очень результаты, но понимаете, всегда можно сказать, что это все компьютерные решения. Так же как можно говорить о том, что есть какие-то там съемки, потому что истребитель сбил «Боинг», украинский, все можно выкладывать».
Однако это не единственное доказательство пребывания в Донбассе пусковой установки «Бук». Исследователи сопоставили на фотографиях защиту гусениц, повреждения которых уникальны для каждой машины. Как утверждает Эллиот Хиггинс, это как отпечатки пальцев. И они полностью совпали. Однако всерьез эти утверждения воспринимать нельзя. Качество снимков оставляет желать лучшего, говорит гендиректор Group-IB Илья Сачков. Вызывает сомнение и использование карт Google.
Илья Сачковгендиректор Group-IB«Карту, которую мы загружаем, мы не можем увидеть в динамике. Для меня, это понимание того, что мы не можем проводить расследование назад, пользуясь, например, Google Maps. С точки зрения идентификации объектов на карте, эта методика известна и она применялась до этого, когда расследование еще летом началось. Точность этого исследования подлежит определённым сомнениям, но оно имеет право на жизнь, и как элемент наземного расследования должно, естественно, рассматриваться. Все остальные выводы, которые там сделаны, в особенности по вмятинам, по «юбке» — это зацепка, но не доказательство».
По мнению Сачкова, который сам занимается расследованиями, это скорее попытка выдать желаемое за действительное. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что в отчете Bellingcat и не утверждается, что Boeing был сбит российским «Буком». А лишь выдвигается предположение. Ведь главной фотографии — как он стреляет — нет.