Эксперты указывают на недостаточную квалификацию людей, задействованных в космической сфере. Есть данные, согласно которым ядовитые компоненты топлива могли рассеяться в атмосфере: они, как отмечают специалисты, очень опасны
Новая авария ракеты «Протон» ровно год спустя: на этот раз — при выводе на орбиту мексиканского спутника. В итоге и ракета, и спутник утеряны. Вначале сообщалось, что они могут упасть в Забайкалье, но позже в Роскосмосе сказали, что все сгорело в атмосфере.
Источники информагентств говорят, что предварительная версия — отказ рулевых двигателей третьей ступени ракеты. Та же неполадка была и в прошлогодней аварии «Протона». По словам одного из источников в космической отрасли, причиной могла стать некачественная и невнимательная сборка блоков ракеты-носителя, недостаточная квалификация персонала, работающего за невысокую зарплату.
Пуск транслировался на сайте Роскосмоса. Нештатная ситуация возникла в 8:56 мск, за минуту до расчетного времени отделения разгонного блока и мексиканского спутника.
Как сообщают источники, в баках разгонного блока оставалось несколько тонн ядовитых компонентов топлива. При аварии они могли рассеяться в атмосфере. Роскосмос запросил у Росгидромета информацию о погоде, ветряных потоках и возможных осадках в предполагаемом месте падения.
Почему произошла эта авария, и насколько опасным может быть это ядовитое топливо? Отвечает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, эксперт по космической политике Юрий Караш.
Юрий Караш: Опять кто-то чего-то недокрутил, недопаял, кто-то недоконтролировал... а все это оттого, что недостаточно квалифицированно персонал работает на сборке ракет-носителей, недостаточно опытные контролеры проверяют качество сборки. Видимо, речь идет о том, что недостаточно эффективные испытания систем проводят перед тем, как запустить ракету-носитель. Все это является следствием того, что, по большому, счету, не нужна космонавтика российскому государству. Поэтому и отношение такое к результатам работы в ней. И хоть Дмитрий Олегович Рогозин и грозится расстреливать за космические неудачи, все же понимают, что это угрозы на уровне «придет серенький волчок и укусит за бочок». Никогда ничего подобного не будет. Поэтому упала очередная ракета-носитель — ну и Бог с ней. В России денег еще хватит на одну.
Ядовитые компоненты топлива, которое осталось в разгонном блоке при аварии «Протона», — насколько они могут быть опасны?
Юрий Караш: Они могут быть очень опасны. Более того, озвучивается даже такая версия, что преждевременный уход предпоследнего главы Роскосмоса Владимира Поповкина, я имею в виду его гибель, это как раз и было связано с тем, что в 2013 году он невольно был подвергнут воздействию паров гептила, когда прибыл на место аварии «Протона». Из-за этого его в июне прошлого года не стало.
Это уже вторая нештатная ситуация за текущие сутки. Ночью не запустились двигатели космического грузовика «Прогресс», с помощью которого планировалось осуществить коррекцию высоты орбиты полета МКС. «Прогресс» должен был поднять космическую станцию на несколько километров. Эту ситуацию и аварию «Протона», у которого по предварительной версии отказали двигатели третьей ступени, Business FM обсудила с научным руководителем Института космической политики Иваном Моисеевым.
Предварительной причиной называют отказ рулевых двигателей третьей ступени, если говорить простым языком, что это означает?
Иван Моисеев: Есть основной маршевый двигатель, есть двигатель, который ее направляет в ту или иную сторону. Отказ этих двигателей означает, что ракета пошла по непредсказуемой траектории, в любую сторону <...> Что удивительно, «Протон» — старая ракета, запусков очень много, технологии должны только улучшаться, а они зримо ухудшаются.
Год спустя после предыдущего падения можно было сделать уже выводы?
Иван Моисеев: Ракета делается три года, это очень сложная конструкция. Параллельно делается первая ступень, вторая, третья, но цикл занимает три года. На каком этапе что произошло, пока говорить трудно. Те экстренные меры, которые принимаются после последней аварии, явно могли не сработать, но то, что это уже серийная авария, ясно с самого начала; те мероприятия, которые должны пойти на повышение надежности, были недостаточными или некорректными.
Можно по двум случаям с «Прогрессом» и «Протоном» оценить ситуацию в отрасли в целом?
Иван Моисеев: В целом я бы обратил внимание, в первую очередь, на то, что деградирует технология производства. Причем это заметно давно, не только на двух последних полетах. Это сигналы того, что нужно чуть ли не все останавливать и заниматься технологией. В любом случае, что-то в этом направлении сделать нужно, резко усилить все работы по совершенствованию технологического цикла, по его модернизации — у нас он устарел сильно, — чтобы летать дальше, примерно в этом направлении должно думать руководство отрасли.
Что касается мексиканского аппарата: это же огромные деньги. Кто будет платить за то, что он разрушен?
Иван Моисеев: В конечном счете заплатит страховая компания. Они шли на риск, соответственно... но это скажется на нашей экономической ситуации с «Протонами», запуски «Протона» — это тоже крайне необходимо, — опять же из-за этих страховых компаний. Они ориентируются на статистику запусков. Статистика резко ухудшилась в связи с последними авариями. Конечно, сразу поднимут свои ставки. И уже при следующем запуске, даже если будущий покупатель не испугается, они сразу запросят с него больше. Но опять же, сам «Протон», сама ракета, если застрахована, то только частично. Спутник застрахован наверняка.
Мексиканский спутник и его запуск были застрахованы, подтвердили в Роскосмосе. Все запуски ракет «Протон» будут приостановлены до выяснения причин аварии.
Космический аппарат MexSat был изготовлен по заказу министерства коммуникации и транспорта Мексики американским концерном Boeing. Он имеет массу около 5 тонн и был предназначен для обеспечения связью Мексики и центральной части Южной Америки. Срок работы аппарата на орбите предполагался не менее 15 лет.
Ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» изготовлены московским Центром имени М.В. Хруничева. Изначально пуск «Протона» с мексиканским спутником был намечен на 29 апреля, но его перенесли из-за того, что Boeing потребовалось дополнительное время для проверок бортовой аппаратуры.
Предыдущая авария «Протона» произошла ровно год назад — был потерян спутник «Экспресс-АМ4Р». Тогда стартовавший с Байконура «Протон-М» сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть не успела отделиться от носителя, и спутник не был выведен на орбиту.
Утром 17 мая пройдет первое заседание аварийной комиссии по ракете «Протон». В пресс-службе президента РФ Владимира Путина отметили, что глава государства проинформирован об аварии.