16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 74.03 / ₽ 7374
  • RTS870.54
21 апреля 2015, 17:33 Право

Два пожизненных для участников «Боевой организации русских националистов»

Лента новостей

Максим Баклагин и Вячеслав Исаев получили пожизненное, Михаил Волков проведет в неволе 24 года, а Юрия Тихонова суд оправдал

Участники «Боевой организации русских националистов» (БОРН), обвиняемые в убийстве судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, во время оглашения приговора в Мособлсуде.
Участники «Боевой организации русских националистов» (БОРН), обвиняемые в убийстве судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, во время оглашения приговора в Мособлсуде. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Мособлсуд сегодня вынес приговор троим участникам «Боевой организации русских националистов» (БОРН), на счету которых семь убийств и два покушения на убийство. Максим Баклагин и Вячеслав Исаев получили самое суровое наказание — пожизненный срок, а Михаил Волков — 24 года заключения. Четвертого подсудимого Юрия Тихонова суд оправдал: присяжные сочли его участие в банде недоказанным.

Во время оглашения приговора в суде были приняты повышенные меры безопасности: вместо приставов порядок в зале суда обеспечивал спецназ с оружием и в шапках-масках. Подсудимые прятали лица, закрывая их листками белой бумаги.

По версии следствия, все четверо являлись участниками экстремистского сообщества «Боевая организация русских националистов». Его создали в середине 2008 года в Москве организаторы журнала «Русский образ» Никита Тихонов и Илья Горячев. Первый уже дважды побывал на скамье подсудимых, получив пожизненный срок за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Второй бежал за рубеж, но в 2013 году был задержан в Сербии и выдан России. На днях Генпрокуратура утвердила ему обвинительное заключение и направила дело в суд.

Жертвы националистов

Как утверждало обвинение, Вячеслав Исаев, Максим Баклагин, Михаил Волков и Юрий Тихомиров были рядовыми участниками БОРНа. Их жертвами становились антифашисты, а также «лица неславянского происхождения», в том числе кавказцы. Двигало же националистами чувство собственного превосходства над другими народами и ненависть к другим национальностям. «С целью создания в обществе позитивного мнения о деятельности русских националистов они решили совершить ряд преступлений», — говорилось в материалах дела.

Банда была хорошо вооружена, ее участники активно использовали средства маскировки и конспирации: парики и головные уборы, одежду большего размера. У них были мобильные телефоны и радиостанции, а также несколько конспиративных квартир. Каждое свое преступление бандиты тщательно планировали: в течение нескольких дней выслеживали жертву, изучали распорядок дня, а также пути отхода.

10 октября 2008 года жертвой националистов стал 27-летний антифашист Федор Филатов. Его забили ножом, когда он утром вышел из дома на работу. 27 июня 2009 года от рук националистов погиб другой антифашист — Илья Джапаридзе. Когда он выходил из подъезда, в него выстрелили из травматического пистолета и нанесли 26 ударов ножом. 3 сентября 2009 года при похожих обстоятельствах члены БОРНа расправились с участником экстремистской исламистской организации «Черные ястребы» Русланом Халиловым. Его расстреляли из пистолета. А вечером 16 ноября 2009 националисты застрелили из нагана антифашиста Ивана Хуторского. 24 декабря 2009 года жертвой участников банды стал чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев, выходивший из спортзала. Его товарищу Рамазану Нуричуеву посчастливилось спастись.

Весной 2010 года участники БОРНа решили убить судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, который вынес не один обвинительный приговор националистам. Его застрелили рано утром, когда служитель Фемиды покидал квартиру: пули попали в голову. Непосредственный исполнитель преступления, один из лидеров шайки Алексей Коршунов в октябре 2014 года погиб на Украине. По официальной версии он подорвался на собственной же гранате во время пробежки.

15 сентября 2010 года жертвой националистов стал таксист Сосо Хачикян. Последнему потерпевшему — участковому ОВД «Гольяново» майору полиции Гагику Беняминяну удалось выжить.

В зависимости от роли каждому из подсудимых вменялось в вину участие в экстремистском сообществе, бандитизм, убийство и покушение на убийство, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а также посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и незаконный оборот оружия (ч.2 ст.282.1, ч.2 ст.209, ч.2 ст.105 и ч.3 ст.30, ч. 2 ст.105, ст.295, ст.317 и ч.3 ст.222 УК РФ).

В ходе судебного процесса, который длился с 14 ноября, Максим Баклагин и Михаил Волков признали вину частично. Вячеслав Исаев полностью согласился с предъявленным обвинением, а Юрий Тихомиров заявил о своей непричастности к деятельности банды.

Вердикт присяжных

31 марта присяжные сочли доказанной вину троих подсудимых по большинству инкриминируемых эпизодов. Максим Баклагин был оправдан лишь по одному из них — в посягательстве на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК) Гагика Беняминяна.

Также народные судьи сочли недоказанной и обвинение Юрия Тихомирова. Он уже отбывает 10-летний срок за убийство Ильи Джапаридзе. В рамках данного дела ему вменялось участие в экстремистском сообществе, банде и незаконном обороте оружия без участия в конкретных эпизодах.

Для того, чтобы огласить приговор, судье Алексею Козлову потребовался ровно час. Поскольку по одному из пунктов обвинения (участие в экстремистском сообществе) истек срок давности — он составлял два года, — суд прекратил дело в этой части. Также судья оправдал Юрия Тихомирова по всем пунктам обвинения, а Максима Баклагина — по обвинению в причастности к покушению на Беняминяна. За обоими суд оставил право на реабилитацию.

При назначении подсудимым наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления. «Подсудимые без малейших сомнений и раздумий совершали убийства людей, с которыми они ранее не были знакомы, все это свидетельствует об их безразличии к чужой жизни», — констатировал Алексей Козлов. Он отметил, что судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова участники БОРНа убили только из-за того, что он честно и добросовестно исполнял свои обязанности.

Максиму Баклагину и Вячеславу Исаеву суд назначил самое суровое из предусмотренных УК РФ наказаний — пожизненное лишение свободы, а Михаилу Волкову — 24 года заключения. Отбывать наказание Баклагин и Исаев будут в колонии особого режима. Волков первые 10 лет проведет в тюрьме, а остальной срок — в колонии строгого режима.

Кстати, прокуратура просила для подсудимых назначить в качестве дополнительного наказания также штраф в размере от 800 до 900 тысяч рублей, однако суд счел это невозможным, поскольку совершенные участниками банды преступления не носили корыстной направленности.

«Чрезмерно жестокий» приговор

Покидая суд, адвокаты трех из четверых осужденных заявили, что намерены обжаловать приговор в Верховном суде России, так как считают его «чрезмерно жестоким». Так, защищавший Вячеслава Исаева адвокат Марат Степанов заявил, что о справедливости не может идти речи. «Мой подзащитный полностью признал вину, дал показания на соучастников, но получил пожизненный срок», — возмутился он. Адвокат считает, что в этом случае обвиняемым в тяжких преступлениях не будет смысла сотрудничать со следствием. Защитник назвал приговор суда «внутриклановой местью» служителей Фемиды, которые таким образом отомстили за убийство своего коллеги. При этом адвокат отметил, что роль Исаева и Баклагина в убийстве Чувашова была минимальной — они лишь изучили его распорядок дня и передали информацию исполнителю. Степанов сказал, что считал бы справедливым наказание в 20-23 года.

А вот защитник Юрия Тихомирова Игорь Поповский был доволен исходом дела. Он отметил: обвинение в участии в банде было не доказано и построено лишь на показаниях Исаева и Баклагина, которых заставили оговорить Тихомирова сотрудники ФСБ. Из 10-летнего срока за убийство Ильи Джапаридзе его подзащитному осталось сидеть 5 лет. За то, что его клиента причислили к банде националистов, юрист собирается требовать у государства компенсацию в 1 млн рублей, однако понимает, что реально оправданному «выплатят тысяч 50».

Присутствовавшие на оглашении приговора близкие судьи Чувашова не могли сдержать слез. Мама погибшего Светлана Чувашова не стала комментировать назначенные сроки. «Могу лишь сказать, что очень горжусь своим сыном, для которого честь и достоинство были приоритетами в жизни», — сказала она. А сестра погибшего Анжела на вопрос о том, довольна ли она прозвучавшим приговором, ответила: «Мы были бы довольны, если бы брат был жив».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию