В воскресенье в Киеве прощались с Олесем Бузиной. Память убитого в Киеве журналиста почтили и в Москве. По сообщению ГУ МВД столицы, в полдень к украинскому посольству пришли около 600 человек, которые возложили цветы
Акция памяти связана также и с гибелью главного редактора украинской газеты «Нетешинский вестник» Ольги Мороз, которая была найдена у себя дома 15 марта в городе Нетешин Хмельницкой области со следами насильственной смерти.
Тем временем, появились новые сведения об убийстве Олеся Бузины. В украинского писателя стреляли не профессионалы, сообщил в Facebook его коллега Артем Шевченко, ссылаясь на информацию источников в судмедэкспертизе. Он написал: «Характер поражений свидетельствует о хаотичной, а не прицельной стрельбе: по сути лишь последний из пяти выстрелов — в голову — был 100% смертельным. Один из нескольких свидетелей сидел в автомобиле прямо напротив места расстрела. Он видел все произошедшее. Почерк явно не профессионалов-киллеров. Или нужно было это сделать именно так».
В свою очередь, СБУ заявляет что на Украине нет организации «Украинская повстанческая армия», от имени которой рассылались угрозы противникам украинских властей и которая якобы взяла на себя ответственность за резонансные убийства в Киеве экс-депутата Партии регионов Олега Калашникова и Олеся Бузины.
«Абсолютно фейковая информация, организация, и люди», — заявил начальник Главного следственного управления украинской службы безопасности Василий Вовк. Все эти сообщения Business FM обсудила с директором института глобальных стратегий Вадимом Карасёвым.
В России УПА признана экстремистской организацией, запрещена судом. На Украине она себя раньше как-то активно проявляла, или это, действительно, фейковая организация?
Вадим Карасев: Безусловно, это фейковая организация. Но я думаю, неслучайно появилась информация о так называемой «Украинской повстанческой армии». Поскольку, тут, очевидно, хотят провести ассоциацию с «Украинской повстанческой армией», которая по последнему пакету законопроектов по десоветизации, декоммунизации признана как участник борьбы за национальную независимость Украины. Здесь очевидна попытка указать на ложный след — что якобы националисты причастны к тем трагедиям, которые были в Украине в четверг — убийству Калашникова и Бузины.
В Киеве прошло прощание с Олесем Бузиной. Собрались родные, коллеги, сторонники. Убийства Бузины и Калашникова раскололи общество? Как на все это реагируют в Киеве и стране?
Вадим Карасев: Я думаю, что это не всколыхнет и не расколет Украину. Калашников — фигура маргинальная. В Партии регионов, давайте говорить откровенно, он не был ключевым игроком. В последнее время он вообще был вне поля зрения и публичную активность не проявлял. Возможно, была какая-то активность, но она не попадала в фокус СМИ, общественного внимания и так далее. Что касается Олеся Бузины — да, он личность неординарная, неоднозначная, сложная. Скорее, более эпатажная, более раскрученная в России, чем в Украине. Давайте тоже говорить откровенно. Исходя из этого, я делаю вывод, что вряд ли причастны к этим трагедиям какие-то подпольные украинские национал-радикальные группы. Потому что, еще раз говорю, это люди в Украине не очень популярные. А говоря о Калашникове, — маргинальные. Если говорить об Олесе Бузине, — он более известен был в России. В последнее время он очень мало принимал участие в украинской публичной жизни. Его не было на ток-шоу, на телевизионных эфирах. Поэтому он тоже вряд ли был нужен каким-то националистам, чтобы с ним поквитаться, рассчитаться за его взгляды.
Он и у нас в эфире говорил, что постепенно отходит от любой громкой деятельности. То ли он чувствовал, что что-то не так, то ли просто решил что-то поменять в своей жизни.
Вадим Карасев: Это правда. Я тоже, анализируя политическую, социальную, культурную жизнь в Украине, обратил внимание на то, что в последнее время он был мало заметен. И даже на некоторых российских эфирах, которые мне доводилось видеть, он тоже занимал более осторожную позицию. Если кто-то рассчитывал на то, что эти политические убийства всколыхнут общество и заставят некоторых недовольных перейти из фазы такого пассивного сопротивления в активный протест, это был очень наивный расчет. Понятно, что это политические убийства, они имеют серьезный политический резонанс, общественный резонанс. Но рассчитывать на то, что они станут триггером какого-то раскола в обществе и активизации протеста недовольных, — это очень наивно.