Процесс по делу Евгении Васильевой вышел на финишную прямую
Лента новостей
На одном из последних заседаний потерпевшие отказались от иска к бывшей военной чиновнице и другим фигурантам по одному из основных эпизодов дела
Судебный процесс по делу бывшей чиновницы Минобороны Евгении Васильевой, обвиняемой в хищениях почти на 3 млрд рублей, вышел на финишную прямую. В пятницу в Пресненском суде Москвы завершилось судебное следствие. На заключительной стадии разбирательства потерпевшие отказались иска по одному из главных эпизодов дела. По данным СМИ, речь идет о 2,2 млрд рублей. Защита Васильевой утверждает, что иски отозваны на всю сумму вмененного экс-чиновнице ущерба — 2,8 млрд рублей.
Прения сторон, в ходе которых гособвинители запросят срок для Васильевой и ее предполагаемых соучастников, назначены на 23 апреля.
9 месяцев в суде
В деле Евгении Васильевой Пресненский суд Москвы начал разбираться 10 июля прошлого года. Именно тогда стартовало судебное следствие. Бывшей главе департамента имущественных отношений Минобороны (ДИО) Следственный комитет России (СКР) инкриминировал продажу имущества военного ведомства по заниженной цене. Речь шла о зданиях, акциях и земельных участках, которые Минобороны сочло «непрофильными активами».
По версии обвинения, они реализовывались по заниженной цене, а их покупатели были заранее определены. Зачастую, Васильева продавала объекты самой себе через подконтрольные фирмы. При этом чиновница получала незаконное агентское вознаграждение за поиск покупателей. Их для Минобороны находил Центр правовой поддержки «Эксперт», за которым стояла сама Васильева. Руководили им подруги экс-главы ДИО Екатерина Сметанова и Динара Билялова (их дела были выделены в отдельное производство. Билялова уже получила трехлетний срок).
Вместе с Васильевой перед судом предстали ее бывший однокурсник Максим Закутайло и Лариса Егорина, работавший вместе с ней в питерском филиале крупной строительной компании Юрий Грехнёв, а также ее неформальный казначей Ирина Егорова.
Экс-чиновнице вменяется 12 преступных эпизодов, совершенных с февраля 2010 года по январь 2012 год. Действия Васильевой и ее соучастников в зависимости от роли каждого следствие квалифицировало по ряду статей УК: мошенничество, покушение на мошенничество, отмывание преступных доходов, превышение, а также злоупотребление должностными полномочиями и растрата вверенного имущества (ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч.4 ст. 159, ч.3 ст.174.1, ч.3 ст. 286, ч.1 201 и ст. 160 УК РФ). Свою вину фигуранты не признали.
Выводы защиты
Защита Васильевой считает, что в ходе судебного процесса прокуратуре не удалось доказать, что подсудимая или кто-то из других фигурантов нарушил закон. Как заявил BFM.ru адвокат экс-чиновницы Хасан-Али Бороков, в прениях сторон защита будет настаивать на вынесении подсудимым оправдательного приговора. «Исследовав все доказательства, мы пришли к однозначному выводу, что по пяти эпизодам отсутствует само событие преступления, а по остальным — нет состава преступления», — сказал защитник. Адвокат полагает, что нет события преступления по эпизодам продажи имущества по заниженным ценам, поскольку «даже приглашенные прокуратурой эксперты показали, что разница цен находится в рамках допустимых погрешностей». «Они пояснили, что оценочная деятельность не является точной. Реальную же цену продаваемого имущества определяет только рынок, а совет директоров компаний имеет право назначать цену, по которой оно продается», — отметил Бороков.
Защитник утверждает, ЦПП «Эксперт» (преобразован в ООО «Мира») и компании-оценщики вели реальную, а не фиктивную деятельность, что подтвердили допрошенные в суде свидетели. «Это подтвердили десятки свидетелей и со стороны покупателей, и со стороны продавцов, а также сами сотрудник «Миры», — сказал Бороков.
Отказ от миллиардного иска
В пятницу агентство РИА «Новости» сообщило, что представители ряда потерпевших (Минобороны, а также компании «Оборонсервис» и «Оборонстрой») отказались от иска к подсудимым на сумму 2,2 млрд рублей по одному из главных эпизодов дела — о продаже акций 31-го Государственного проектного института специального строительства» («31-й ГПИСС»).
В декабре 2011 года ценные бумаги были проданы за 142 млн рублей, хотя реальная рыночная стоимость учреждения и его филиалов составляла 2 млрд 251 млн рублей. Незаконная выплата «Эксперту» агентского вознаграждения за продажу объекта тогда составила 81,3 млн рублей. В феврале 2012 года Васильева уволилась с гослужбы и стала председателем совета директоров 31-го ГПИСС, перешедшего под ее контроль. Отказ от иска в суде объяснили тем, что в 2013 году покупатель добровольно вернул акции института в собственность РФ.
Впрочем, официальный представитель СКР Владимир Маркин в пятницу заявил, что речь идет не об отказе от иска, а лишь о его уточнении.
«В остальной части исковые претензии к Евгении Васильевой и другим подсудимым остаются неизменными, а это почти миллиард рублей, — подчеркнул он. — Но это вовсе не говорит о том, что ущерб от преступления стал меньше — он как был 3 миллиарда рублей, так и остался. И никакой заслуги обвиняемой в возвращении более 2 миллиардов государству нет, и на квалификацию ее действий это ровным счетом никак не влияет».
Впрочем, защита Васильевой утверждает, что Минобороны и подконтрольные ему организации именно отказались от иска, а Маркин просто не в курсе того, что происходит в суде. По данным Хасан-Али Борокова, сумма отозванного иска даже больше, чем сообщили СМИ и Следственный комитет, и составляет всю сумму вменного Васильевой ущерба — 2 млрд 858 млн рублей.
«16 апреля представитель Минобороны, обладая всеми полномочиями за подписью действующего министра, в судебном заседании полностью отказалась от иска на сумму 2 млрд 858 млн рублей, а не уточнила его. Также от этого иска отказались «Оборонсервис» и «Оборонстрой»», — заявил BFM.ru адвокат. Он отметил, что имеет на руках подтверждающие это обстоятельство документы. По мнению юриста, отказ потерпевших от исков свидетельствует о невиновности фигурантов. «Это подтверждает то, о чем мы говорили с первого дня — государству не был причинен ущерб ни на одну копейку», — уверен он.
Стоит отметить, что, по словам участников процесса, многие потерпевшие в суде «продублировали» исковые требования: «Каждый считал, что деньги должны быть возвращены именно ему. Поэтому общая сумма поданных на следствии исков составила даже не 2,8 млрд рублей, а порядка 9 млрд рублей», — рассказал BFM.ru один из них, пожелав остаться неназванным. Теперь, по его словам, потерпевшие подкорректировали свои иски, заявленные еще на стадии следствия.
У 31-го ГПИССа остались претензии
Кстати, представитель 31-го ГПИССа в суде, юрист Алексей Горб заявил BFM.ru , что его организация не отзывала иск к Евгении Васильевой. Он по-прежнему составляет 587 миллионов 946 тысяч рублей. В эту сумму вошел ущерб от продажи зданий института по заниженной цене (за них покупатель в 2011 году заплатил 1 млрд 627 млн рублей, что было меньше на 505 млн реальной стоимости). Также институт претендует на 81 млн рублей, которые были уплачены фирме Васильевой в виде агентского вознаграждения. Кроме того, истец считает, что экс-чиновница должна вернуть учреждению 651 тысячу рублей. «На эту сумму ей были оплачены поездки к местам отдыха, хотя они были оформлены как командировки. Однако Васильева до сих пор не отчиталась, что она делала в этих поездках», — заметил юрист.
Он также подтвердил, что прокуратура не отказывалась и не собирается отказываться от обвинения по главному эпизоду дела.
Ожидается, что запланированные на 23 апреля прения сторон займут не один день. После того, как в них выступит обвинение, настанет очередь защиты. Затем каждый из пятерых подсудимых скажет последнее слово, и только тогда суд удалится на вынесение приговора. Скорее всего, судья Татьяна Васюченко огласит его уже после майских праздников.