Self Made. Создатель видеотерминала BigPad Иван Алёхин — о бизнесе в России
Лента новостей
На Business FM стартует проект Self Made о людях, которые создали новый бизнес в России. Портреты предпринимателей: кто они и как строят свое дело? Михаил Баженов рассказывает о бизнесмене Иване Алехине, создателе видеотерминала BigPad и криптомессенджера iQube
Это тот редкий случай, когда новый бизнес появился благодаря «вау-эффекту». Иван Алёхин вспоминает, как несколько лет назад на Лазурном Берегу ему приглянулись автоматы по продаже сувенирных монет. Захотел заняться тем же самым в Москве, вернулся в Россию и на заводе вендинговых аппаратов случайно увидел BigPad.
Иван Алёхингенеральный директор ONE — ООО «Новые технологии»«Меня заводят в какое-то пыльное помещение, где под сукном таким брезентовым, они смахивают пыль, слетает — и стоят такие устройства, я гляжу такой, ВАУ! У меня была ассоциация, что это трансформеры такие, заснувшие стоят. Я такой: ВАУ! Я понимаю, что вот он бизнес! Я не понял, как через них продавать монеты, но я понял, что я уже не хочу через них продавать монеты. Они были настолько красивы, что я понял: вот оно!»
BigPad — это видеотерминал, двухметровый аппарат с тачскрином, камерой и картридером. Похож на гигантский планшет. Три года назад компания Алёхина тестировала терминалы в нескольких отделениях Сбербанка. Клиенты использовали их для видеосвязи со службой поддержки и покупали кредитные продукты. По словам бизнесмена, BigPad могут быть и торговыми киосками, и рекламными площадками, и автоматами для покупок в интернет-магазинах. Все зависит от заложенной программы. В свои аппараты Алёхин установил собственное приложение — IQube.
В компании Алёхина работают 15 человек, оборот бизнесмен не раскрыл, но назвал сумму инвестиций: 4,5 миллиона долларов. После прозвучало признание: компания ведет переговоры с покупателями из Арабских Эмиратов, с голландским правительством, но в России продала так мало BigPad, что бизнесмен даже не стал называть цифру.
BigPad, объясняет Иван, это продукция для крупных компаний и госструктур. А это, в свою очередь, — едва ли не самый закрытый рынок. И решения там обычно принимают только первые лица.
Алёхин позиционирует свой бизнес как инновационный. Так почему компания не пошла в «Сколково»? Где, если не там, продвигать инновации?
В пику этой истории Алёхин описывает общение с зарубежными инвесторами. Те, как он рассказывает, понимают все с полуслова.
Почему инновационный BigPad со скрипом выходит на российский рынок? По мнению Алёхина, все дело в менеджерском подходе. Можно внедрить, а можно одобрить. По факту работает только «одобрить» — как госструктурах, так и в крупных корпорациях.
Уже после встречи с Иваном я услышал иное мнение о BigPad. На вопрос, почему в России сложно продать подобные устройства, гендиректор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков ответил: а что в них уникального?
Сергей Рыжиковгендиректор компании «1С-Битрикс»«На сегодняшний день это устройство не кажется оригинальным. Много на рынке было представлено больших телевизоров с сенсорным экраном, планшетов. Разработчикам нужно будет точнее формулировать, в чем уникальность этого устройства, и предложить некий сценарий использования, который бы заинтересовали бизнес. Потому что в первую очередь это решение для бизнеса».
А может быть, просто для продукта еще не пришло время. И если он не интересен в России, продавать его иностранцам? В конце концов, что теряет компания? Вот что говорит Алёхин:
Несколько лет назад, когда на рынок вышли первые планшетные компьютеры, звучали похожие слова — о том, что это не нужно, и никогда они не заменят настольные ПК. А Билл Гейтс назвал первый iPad Стива Джобса «хорошей читалкой», не более.