Храм культуры. Чем театр оскорбил чувства верующих?
Лента новостей
РПЦ призывает верующих «не бежать в прокуратуру», если их чувства оскорбили. Накануне в Новосибирске начался суд по делу о скандальной постановке оперы «Тангейзер»
Русская православная церковь призывает верующих, чьи чувства оскорбили, «не бежать в прокуратуру». Духовенству рекомендовано сначала посоветоваться с компетентными церковными органами, заявил глава синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Накануне в Новосибирске начался суд по делу о скандальной постановке оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера. В проведении независимой экспертизы религиоведов искусствоведов суд уже отказал. Адвокат режиссера постановки Тимофея Кулябина ходатайствовал, однако в прокуратуре посчитали, что особой нужды нет. Зато к материалам дела приобщили экспертизу, проведенную местным доктором Богословия. Он вынес заключение по собственной инициативе. Говорит, что после жалоб прихожан.
В защиту новосибирского театра публично высказались Олег Табаков и Александр Калягин. Коллег поддерживает худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебрянников.
Кирилл Серебрянниковхудожественный руководитель «Гоголь-центра»«Сейчас пост, напоминаю. Нечего ходить по театрам, если они такие уж сильно верующие. Во-вторых, все прекрасно понимают, что если человек по-настоящему верующий, если он не язычник, не мракобес, его религиозные чувства ничего оскорбить не может. Потому что Бог сильнее всех оскорблений. Молишься за спасение души своего обидчика и, в общем, отходишь в сторону, а не начинаешь обращаться с исками. Церковники пытаются указать театру его место. Если государство в этом поможет, то это будет очень опасная и чудовищная история».
По версии прокуратуры, трактовка оперы Вагнера оскорбляет чувства верующих. Режиссер использовал в спектакле образ Христа и даже предположил, что именно Иисус мог делать в пропущенный в Евангелии период жизни. В постановке фигурирует Венерин грот, а на плакате распятый Христос на фоне женских бедер.
То, что театр специально решил оскорбить верующих, доказать сложно, считает протодиакон Андрей Кураев. Однако режиссера он не оправдывает.
Андрей Кураевпротодиакон«Я не считаю постановщиков этого спектакля такими белыми и пушистыми. По той причине, что и так достаточно понятно, что история началась не с нас. В том числе история театра, история непростых отношений религиозных групп и некоторых театральных деятелей. Понятно, что любая попытка сделать Христа чьим-то любовником будет восприниматься резко негативно христианами. Поэтому непонятно зачем это понадобилось режиссеру, чем оригинал его не устраивал, почему его понадобилось так дополнять».
Тем временем в Удмуртии разразилась буря вокруг спектакля «Метель». Постановка по пьесе Василия Сигарева возмутила местного священника. Минкульт республики посчитал его недовольство напрасным. Российским театрам тем временем предложено создать этическую хартию.