Brent: нефтяники просят пощады
Лента новостей
Середина зимы, время перезаправлять бойлер. Чтобы наполную, на весь год заправиться, у нас денег никогда не хватает, заливаем на четверть. Сегодня с утра приехал автотанкер BP со старым знакомым — веселым краснолицым водилой-механиком.
Залил 500 литров отопительного мазута, повозился с портативной машинкой, подает счет: 365 евро. Ого, говорю ему, цены-то как упали! Точно, отвечает, зато больше закупают. Предупреждает: на следующей неделе обещают снег...
Посмотрел старые бумажки (зачем только я их храню?), нашел один счет трехлетней давности. За те же 500 литров заплатили тогда 507 евро. То же маленькое счастье с машиной. Сейчас дизель почти до одного евро за литр снизился, а в начале прошлого года был около полутора.
Не знаю, говорит ли всё еще кто-нибудь про «нефтяной заговор» против России? Вот эта же BP, которая мне мазут во Франции подвозит, — в панике. (Акроним BP по старинке переводят как «Бритиш петролеум», но шестая крупнейшая мировая нефтегазовая корпорация давно себя переименовала в Beyond Petroleum, занимается и альтернативными видами топлива).
Паника — потому что нефть Северного моря становится в целом нерентабельной при ценах ниже 65 долларов за баррель Brent Crude. Этот «Брент», на который равняются все остальные мировые нефтеторговцы, как раз и добывается в Северном море, на месторождении Brent, на полпути между Шетландскими островами и Норвегией.
Эксперты готовят аналитические записки о «декомиссии» нефтепромыслов Северного моря. Просчитывают, что дороже обойдется, качать дальше нерентабельную нефть, или закрыть вентиль, заложив проблемы на будущее, если цены все-таки снова поднимутся, а добывать её будет некому. За прошедшие 40 лет откаты мировых нефтяных цен бывали и более стремительными, чем нынешний.
Декомиссия это такое нестрашное слово, за которым скрывается страшное — полное закрытие нефтяных платформ, сворачивание предприятий нефтепереработки, увольнение тысяч рабочих, крупные потери для бизнеса и, самое болезненное, огромные потери для государственной казны. Нефть Северного моря 40 лет питала британский и норвежский бюджеты, существенно доливала к доходам еще нескольких западноевропейских стран. Промыслы в Северном море называют «зрелым месторождением», то есть таким, которое по большей части выработано, хоть там еще и много осталось. Само месторождение Брент уже в процессе декомиссии — закрывается, работы сворачиваются и точка окончательно исчезнет в течение 10 лет.
Чтобы избежать полного кризиса, нефтяные корпорации просят пустить в действие financial engineering. Это еще один нестрашный термин, скрывающий серьезные изменения в фискальной политике. «Финансовый инжиниринг» подразумевает снижение нефтяных корпоративных налогов с 60-80% до 50%. Этот уровень все равно примерно вдвое выше стандартного корпоративного налога, а потери для бюджета, как считают лоббисты этой идеи, будут компенсированы тем, что сохранится отрасль и можно будет избежать увольнений. И потом, если нет прибыли, то нет и налогов. Ситуация аховая. По словам сэр Иэна Вуда, автора аналитического доклада о ситуации в отрасли, при ценах в 45-50 долларов за баррель лишь отдельные операторы могут получать прибыль.
Профсоюзы, понятно, поддерживают нефтяные корпорации. И вот еще ирония судьбы! Шотландская национальная партия тоже требует спасти отрасль (шотландский город Абердин — это нефтяная столица Европы). Националисты строили кампанию за независимость, ссылаясь на пример маленькой соседней Норвегии, процветавшей на нефтегазе. Теперь те, кто выступал против отделения, ухмыляются, а у националистов бледноватый вид.
Противники государственной помощи говорят о несправедливости «нефтяного бейлаута». Как же, даже при высоких налогах, все, причастные к нефтяной жиле, наживали баснословные прибыли — корпорации, банки, инвесторы, инвест-менеджеры, брокеры. Почему это налогоплательщик должен расплачиваться за объективные трудности отрасли?
Как поступят в Англии, еще неясно. Отдельные меры финансовой поддержки уже принимаются.
Про заговоры поговорить, конечно, интересно. Только инструменты выживания в условиях низких цен на углеводороды все равно искать нужно.