Альтернативы нет. ЦБ не имеет возможности контролировать курс рубля
Лента новостей
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в сложившейся экономической ситуации управлять курсом национальной валюты невозможно, поскольку нельзя противостоять глобальным факторам
Управлять курсом рубля в текущей ситуации невозможно. Об этом во вторник заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее словам, нельзя противостоять глобальным факторам, таким как состояние российской экономики и падение нефтяных цен, тянущее за собой и рубль.
Напомним, регулятор, с 10 ноября, по сути, перешел к плавающему курсу, отменив правило валютного коридора, но оставив за собой право проводить интервенции, когда того потребует ситуация. По планам, в свободное плавание национальная валюта должна была уйти только с января. Набиуллина считает, что рынок успел адаптироваться к плавающему курсу рубля.
Эльвира Набиуллинаглава Центробанка«Переход к плавающему курсу требует периода адаптации, резко отпускать курс тоже было нельзя. Принятию последних решений предшествовал период постепенного ограничения валютных интервенций, в том числе, в последнее время объем в 350 млн долларов в день. Рынок имел возможность постепенно адаптироваться к меньшему вмешательству ЦБ в курсообразование. На наш взгляд, плавающий курс сейчас особенно необходим. В случае ухудшения внешних условий, именно курс принимает на себя основные негативные последствия, тем самым защищая внутренний финансовый рынок и экономику».
ЦБ начал подготовку к плавающему курсу в начале этого года, сократив валютные интервенции. Хотя, масштабное падение рубля вынудило Банк России потратить приличную часть резервов. Только в октябре ЦБ выбросил на рынок около 30 млрд долларов. Набиуллина также заявила, что не видит альтернативы свободному плаванию рубля.
Мнением о том, мог ли ЦБ и дальше поддерживать курс, в эфире Business FM поделился главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршинглавный экономист АФК «Система»«При нынешнем соотношении рубля к доллару, тех резервов, которые имеются у ЦБ, включая все резервные фонды правительства, недостаточно для того, чтобы сделать из номинального курса надежный номинальный якорь, который мог бы обеспечить стабильность в экономике России. К сожалению, объем внешнего долга, запасы рублевых средств на счетах в банках и в наличности, делают эту попытку достаточно эфемерной на горизонте, скажем, трех лет, если ситуация не улучшится и санкции, хотя бы часть секторальных, связанных с финансовым сектором, продолжат действовать. Поэтому в моем понимании как бы рациональней, конечно, выглядит переход на инфляционное таргетирование, и отказ от таргетирования валютного курса. Вопрос лишь в том, когда ЦБ это нужно бы было сделать. Тот факт, что он предпочел сделать это несколько раньше, чем планировалось, возможно, внесло определенный элемент нестабильности, неопределенности на рынок, как мне представляется. По крайней мере, увеличив ту, которая и без того на нем была».
Глава ЦБ также заявила, что регулятор против ввода законодательных ограничений для валютных спекуляций. Также Набиуллина отметила, что российская экономика сохранит стабильность и при снижении среднегодовой цены на нефть до 80 долларов за баррель, а также при сохранении санкций до конца 2017 года.
На заявлениях главы ЦБ, а также на повышении нефти российский рынок подрос.
Напомним, что ранее премьер Дмитрий Медведев сообщил, что в резком падении рубля виноваты, цитата, «недобросовестные игроки».