Малому бизнесу и малым городам. Fintech открывает глобальные горизонты
Лента новостей
Новые финансовые технологии позволили малому бизнесу принимать кредитные карты, оптимизировать бизнес процессы и создавать программы лояльности. И это не предел его возможностей
О дивный новый мобильный мир! О персональных финансовых менеджерах онлайн, виртуальных отделениях банков и о других чудесах новых финансовых технологий Владислав Солодкий, управляющий партнер венчурного фонда Life.SREDA рассказал в интервью Денису Самсонову.
Мнение эксперта:
Владимир Акимов
CEO компании LifePay
«Люди снимают деньги с карт в день зарплаты. Чем дальше от Москвы, тем больше оборот кэша. Причина не в том, что люди не хотят пользоваться или боятся новых технологий. Причина банальна — карточками негде воспользоваться. При 4 млн официально зарегистрированных кассовых аппаратов, в России только 800 тыс. платежных терминалов. Плюс у нас есть 1,5 млн машин такси, у нас есть доставщики пиццы и суши, у нас есть курьеры интернет-магазинов и многие-многие другие. То есть терминалов в России очень мало, если сравнивать с тем, сколько их могло бы быть. Да, крупные бизнесы, крупные сети могут себе позволить его себе купить. Банки даже готовы ставить его им бесплатно. Но если мы говорим про региональные возможности предпринимателей зарабатывать, про малый, а главное про микробизнес, где ежемесячный оборот может составлять 100, 200, 300 тысяч рублей, а количество платежей по пластиковым картам обычно составляет 10-20% от общего оборота, то получается, что 15 тыс. рублей по пластиковым картам никогда не отобьет стоимость кассового терминала. Наш терминал LifePay стоит 2 тыс. рублей, мы продаем их по себестоимости. Сейчас более 35 тыс. терминалов LifePay используется в малом и микробизнесе».
Мнение эксперта:
Владимир Акимов
CEO компании LifePay
Многие предприниматели, с которыми я общался в регионах, зачастую ведут учет своего бизнеса в тетрадке или вообще не ведут. И когда их спрашиваешь, сколько ты заработал в прошлом месяце, многие дают очень усредненный ответ. Но если платежи приходят по карточкам, эти данные сохраняются в личном кабинете, и мы их можем увидеть. Система позволяет бизнесу в режиме реального времени увидеть, допустим, кто из продавцов работает неэффективно. Кроме этого, мы делаем обезличенную аналитику — у схожих предприятий в разных регионах появляется возможность увидеть, кто ведет бизнес лучше и учесть эти данные. Аналитика по продажам и предпочтениям клиентов дает предпринимателям возможность заработать больше
Владислав Солодкий: Наше государство активно движется в развитии онлайн-сервисов и борьбе с оборотом наличных денег. Такого рода сервисы, действительно, помогают сделать более эффективной не только работу торговых точек, но и жизнь обычных клиентов. Они позволят клиентам малого и среднего бизнеса установить у себя мобильные кошельки на смартфоны и планшеты и в принципе не носить больше карты для того, чтобы купить продукты или услуги в этих торговых точках.
Мнение эксперта:
Владимир Акимов
CEO компании LifePay
Кассовый аппарат, как и банковский терминал, за последние пару десятков лет не сильно изменился, должен стоять в каждой торговой точке, предприниматель раз в год должен носить его в налоговую инспекцию, чтобы поставить на него специальную пломбу. Это стоит время, деньги, ресурсы. В чем заключается идея минфина: давайте мы соединим кассовый аппарат с сервером налоговой инспекции и каждый раз, когда пробивается покупка, информация сразу будет отправлять на сервер налоговой инспекции. Мы готовы, говорит государство, отказаться от кассовых аппаратов, для снижения доходов предпринимателей и для повышения их удобства. В эксперименте участвуют несколько сотен предприятий в Москве, Татарстане, Калужской и Московской области, а мы LifePay участвуем как поставщик технологии для приема банковских карт
Другим направлением развития является бесплатное предоставление Интернета для малого и среднего бизнеса как своих клиентов. Установка бесплатного Интернета возможна за счет того, что подобного рода сервисы собирают огромное количество данных о трафике, который генерируют клиенты в ваших торговых точках. Большой бум в данном направлении развития ожидается с внедрением технологии iBeacon на базе Bluetooth Low Energy. Данную технологию за прошлый год апробировали такие гиганты, как Apple и PayPal в таких огромных гипермаркетах, как Macy's, и в скором времени революцию iBeacon ожидают и среди малого и среднего бизнеса.
Огромнейший потенциал заложен в развитии офлайн малого и среднего бизнеса в направлении онлайна. Такие сервисы, как канадский Shopify или российский My-apps позволяют создать по факту новый магазин всего за 20 долларов в месяц. Вы можете буквально за 15 минут — и это не сложнее, чем создать профайл в «ВКонтакте» или в Facebook — создать свой собственный онлайн-магазин и начать продавать товары большому количеству потенциальных клиентов, минуя ограничения, связанные с арендой и поиском новой локации. Недавно такой гигант, как Google, проинвестировал в небольшой, но быстро растущий fintech-стартап под названием ZenPayroll. Данная компания снимает такую «боль» малого и среднего бизнеса, как открытие зарплатного проекта. Небольшие предприниматели не очень интересны банкам, чтобы обслуживать их сотрудников по банковским картам как зарплатным счетам. ZenPayroll позволяет как быстро автоматизировать начисление и учет заработной платы и налогообложение по ней, так и предоставляет огромное количество дополнительных сервисов типа персонального финансового планирования для ваших сотрудников и для вашей компании как малого и среднего бизнеса.
Пример первый связан с таким гигантом, как Amazon. Когда-то это была просто компания, продающая бумажные книги со своих складов по низким ценам покупателям в разных странах. Спустя какое-то время Джефф Безос предположил, что будущее за развитием электронных книг. Но, выпустив сначала Kindle как приложение, которое позволяет читать электронные книги, он столкнулся с тем, что в мире отсутствует инфраструктура и привычка потребления такого рода контента. В 2008 году одновременно с запуском первого iPhone Джефф Безос и Amazon запустил первый Kindle, который тогда был просто читалкой, а не полноценным планшетом, коим он является сейчас. Спустя буквально два года 50% прибыли такого гиганта, как Amazon, приходилось на продажи электронных книг, и спустя еще год более 50% внутри электронного контента приходилось на продажу музыки и кино. Таким образом, мы видим, как за счет инвестиций в инфраструктуру компании позволяют не просто продавать новые товары и услуги, а менять структуру потребления своих клиентов.
Вторым такого рода примером является китайская компания Xiaomi, которая сейчас будоражит умы огромного количества экспертов и футуристов со всего мира. Создатель компании взял на вооружение бизнес-модель Джеффа Безоса — продавать устройства себе в убыток, зарабатывая потом на продаже приложений и электронного контента через эти устройства. Сейчас Xiaomi называют более влиятельной компанией на следующее поколение, чем Apple, который, как многие эксперты говорят, уже отыграл свою роль.
Если опираться на статистические цифры, то в России сейчас огромное количество смартфонов, и их доля быстро растет, и очень маленькое количество планшетов, и их доля, к сожалению, растет очень медленно. И развитие сервисов, связанных с финансами, образованием, госуслугами и туризмом, по статистике, гораздо больше связано с планшетными решениями, нежели с решениями для смартфонов, в силу величины экрана и прочих технологических ограничений. LifePad же позволяет снять все эти ограничения, как и плату за вход в новый мобильный мир. Клиент получает для себя первую «рабочую лошадку», которая удовлетворяет всем его базовым потребностям, а также необходимые знания, как пользоваться такого рода сервисами.
Особенно такого рода устройства и бизнес-модель популярны в регионах. Зачастую там люди имеют меньшие зарплаты, чем в Москве или Санкт-Петербурге, однако выбор товаров и цены на них гораздо выше, чем в центральных городах. LifePad же сокращает эту дистанцию за счет того, что позволяет покупать товары и услуги по всеми миру по более низким ценам с огромным выбором и не покидая дивана собственного дома или офиса.
Владислав Солодкий: Во-первых, необходимо быть клиентом финансовой группы Life. Во-вторых, он не бесплатный — он бесплатно предоставляется в рамках различных пакетов услуг в банках, входящих в данную финансовую группу. В-третьих, не сам по себе планшет является целью такого рода проектов, сколько блага нового мобильного мира, которые позволяет открыть для себя такого рода инфраструктура в руках ваших клиентов.
В-четвертых, хотел бы привести пример, как крупнейший банк в Украине реализовал два похожих проекта, и к чему это привело. Первый из них был связан с тем, что IT-директор этого банка выбросил в трехстах отделениях собственной сети стационарные компьютеры и оставил только планшеты. Таким образом, когда клиенты приходили к своим персональным менеджерам и операционистам, они работали совместно с ними, только от собственного лица, в интернет-банке или мобильном банке с планшетов на базе операционной системы Android. Через какое-то время, спустя пять-семь визитов, даже такие клиенты, как пенсионеры, колхозники и доярки, привыкали к пользованию интернет-банком, мобильным банком.
После успеха первого проекта данный банк запустил второй. Он был связан с тем, что на планшетах, которые лежали в этих отделениях, появились новые иконки. Это были иконки онлайн-магазинов, в которых клиенты этих маленьких городов смогли покупать товары по всему миру. Единственное, в чем им помогали в данном случае менеджеры и операционисты банка, это в том, как удобно, быстро и безопасно воспользоваться предложениями этих магазинов. Как и в первом случае, результат превзошел ожидания. Клиентам не понадобилось дополнительное объяснение для того, чтобы перевести их из офлайна в онлайн. Они сами на собственном опыте за несколько операций осваивали все новые технологии, не обладая для этого, на самом деле, достаточным образованием и технологической грамотностью.
Я уверен, что через какое-то достаточно короткое время с помощью LifePad жители малых и средних городов России, в которых живет большинство населения нашей страны, смогут открыть для себя не просто новые технологии, а получить гораздо большее количество товаров более высокого качества, познакомиться с большим количеством людей и их идей, открыть новый бизнес, получить новое образование, стать более эффективными, жить более яркой и насыщенной жизнью. Вот все то, на самом деле, ради чего созданы такого рода проекты, в том числе LifePad, а не для того, чтобы просто создавать планшеты и раздавать их людям.
Деньги будущего будут переходить из кармана в карман и перетекать со счет на счет при помощи платежных систем будущего. Увидеть и потрогать руками новые технологии можно на 3-й ежегодной конференции «Деньги будущего», которая пройдет 12 ноября в «Экспоцентре» на Красной Пресне.
Прослушать аудиозапись интервью Владислава Солодкого можно здесь:
Часть 1
Часть 2