Осенние девальвации. Чем нынешнее падение рубля отличается от кризисов 1998 и 2008 годов
Лента новостей
Доллар пробил отметку в 48 рублей на открытии торгов сегодня. Опрошенные Business FM эксперты уже затрудняются предсказать, что будет с российской валютой в ближайшее время
Летом в эфире Business FM один статусный аналитик прогнозировал: доллар в конце года будет стоить 38 рублей. В начале ноября в интервью радиостанции эксперт признался, что не ожидал такого резкого падения.
Вот как на вопрос Business FM «где дно рубля?» ответил советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов.
Сергей Хестановсоветник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие»«В настоящее время достаточно сложно сказать, где находится дно. Хоть сколько-нибудь определенно об этом станет можно рассуждать тогда, когда нефть хотя бы месяц-два продемонстрирует какую-то устойчивую динамику, когда цены будут находиться в узком диапазоне. Пока же, при том снижении нефти, которое наблюдается, любые прогнозы относительно дна валютного рынка будут не очень достоверны».
Остается вспоминать историю, которая, как известно, повторяется. Эта девальвация — третья по счету, начиная с 1998 года. Тогда доллар после объявления дефолта за 3 недели подорожал с 6 рублей до 20. Рынок лихорадило еще долго. И через два года курс пришел к отметке в 30, которая несколько лет оставалась мерилом стоимости американской валюты. После тучных годов роста и падения доллара наступил мировой финансовый кризис. В конце 2008 года американская валюта с 23 вновь поднимается до 30. А весной 2009-го доллар стоит уже 36. Страна постепенно оправляется от кризиса.
Экономика растет, а потом снова буксует. В январе 2014-го ЦБ начинает постепенный переход к плавающему курсу. Затем вмешивается геополитика. Но по-настоящему рынок заштормило осенью. В октябре доллар уже 40. Месяц рубль не выходит из пике. И 50 уже не кажется чем-то фантастическим. Для того, чтобы понять, каковы последствия этой девальвации, мы решили сравнить нынешнюю ситуацию с 1998-м и кризисными 2008-09 годами.
Сергей Дубининпредседатель наблюдательного совета ВТБ, экс-глава Центробанка«Дефолт по государственному долгу можно было объявлять уже в 1997 году, все основания для этого были. Люди не платили налоги, требовали денег из бюджета, которых там не было в принципе при цене нефти около 10 долларов. В 2008 году была угроза полного развала финансовой системы. Долг частных корпораций был очень существенен, и тогда Центральный банк во многом взял на себя вот это рефинансирование банков для оплаты внешних долгов, что вызвало мощное отрицательное сальдо платежного баланса. Ну, а сегодня факторами кризиса на валютном рынке являются, опять же, как внешние, так и внутренние факторы, но они не носят столь угрожающего характера. Банковской системе не угрожает массовое банкротство».
Кстати, еще в начале года в ЦБ сообщили, что российские банки выдержат ослабление национальной валюты в 25-30%. Примерно столько рубль и потерял. Сейчас в Банке России говорят о стабилизации к концу года. Но к заявлениям властей нужно относиться еще осторожнее, чем к прогнозам аналитиков.
Вспомним, что за 3 дня до дефолта 1998 года первый президент России Борис Ельцин обещал, что девальвации не будет. В конце 2007 года глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие годы не стоит ждать экономического кризиса.
Хотя, справедливости ради, мировой финансовый катаклизм мало кто ждал. В прошлом году нынешний министр финансов Антон Силуанов заверил, что девальвации в России не будет… И вот еще одна тенденция. Глобальные кризисы, бури и волнения в России начинаются в конце лета — осенью. Что в 1998-м, что десять лет спустя, что сейчас.