Вы сказали о кино и моде как стыке индустрии. Что происходит на кинорынке Франции? Российский кинорынок во многом на него ориентируется. Когда у нас говорят о реформах системы кинопроката, всегда ориентируются на Францию. Как вы ее оцениваете, и что бы вы в ней поменяли?
Я знаю, что на телевидении во Франции запрещено рекламировать кино. Как я слышала, это сделано, чтобы избежать засилья голливудского продукта, ведь голливудские компании могут давать больше денег на рекламу. Должны ли французские фильмы иметь преференции на этом рынке?
Бертран Бонелло: Нет, я не согласен с этим, потому что тогда доступ к этой рекламе будет у коммерческих фильмов, тогда как у фильмов более хрупких, дешевых и авторских никогда не будет денег на такую рекламу. Эта система была придумана не столько чтобы не пустить на экраны рекламу Голливуда, сколько чтобы сохранить баланс и дать выжить малобюджетному и авторскому кино.
Сериалы вас не интересуют?
Бертран Бонелло: Меня захватывают сериалы. Это потрясающе — рассказывать историю за 12-16 часов. Но сам бы я не взялся за это, у меня не хватает времени.
В России сейчас модно снимать одновременно и полнометражный фильм, и сериал. Кажется ли вам такой подход целесообразным?
Бертран Бонелло: Я понимаю этот принцип с экономической точки зрения, но у фильма должна быть очень конкретная и единственная продолжительность, это может быть [хронометраж] 1:15, 4:15, но я совершенно против всех отклонений, режиссерских версий, мне кажется, что должно быть фиксированное время.
Сериалы с точки зрения нарратива больше раскрывают содержание. Их сравнивают с романами в литературе: много тем, которые не может раскрыть полнометражный фильм. Вы согласны, что будущее за сериалами?
Бертран Бонелло: Конечно, я согласен с тем, что продолжительность позволяет затронуть много тем. Это захватывает, и в этом плане сериалы можно сравнить с большими русскими романами, эпопеями, где возможны отклонения, внимание к второстепенным персонажам. Все это невозможно в обычном фильме. Пока мне интереснее работать с фильмом, я остаюсь верен кинотеатру как месту, которое развивает воображение и влияет на человека с точки зрения атмосферы. Мне периодически предлагают поработать над сериалом, и пока я отказывался, но все возможно в будущем.
«Сен-Лоран» во многом о поисках вдохновения. Есть ли уже какие-то истории, которые вдохновили вас и которые вы держите в голове как возможные ваши будущие проекты?
Бертран Бонелло: Когда речь идет о вдохновении, мне кажется, что это божественное вторжение в нашу жизнь и нужно открыться этому и принимать идеи, дальше вопрос воплощения, работы. Что касается следующего фильма, это будет очень современное кино, очень короткое — 1:25, фильм о подростках, которые подкладывают бомбу в Париже.
Вы говорите о божественном вмешательстве. Есть мнение, что художники могут предвидеть события или как-то привлекать их. Сейчас как раз были сообщения о возможных взрывах в парижском метро. Вам не страшно говорить на эти темы языком искусства?
Бертран Бонелло: Художник реагирует на напряжение, которое существует в обществе. Это не реалистичный фильм. Это будет мой взгляд, моя интерпретация реальности.