16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 73.05 / ₽ 7301
  • RTS845.84
29 октября 2014, 10:21 ПолитикаКонфликты

Газовый шантаж. Что мешает России и Украине решить вопрос поставок

Лента новостей

Сегодня должны состояться очередные переговоры о поставках российского газа на Украину. Эксперты уже затрудняются сказать, какая по счету эта встреча. Однако компромисс до сих пор не найден

Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters
Президент Украины Петр Порошенко обсудил сотрудничество в энергетической сфере с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Телефонный разговор прошел в преддверии очередного раунда переговоров по газовому вопросу, которые пройдут сегодня в Брюсселе с участием России, Украины и Евросоюза. Стороны встречаются далеко не в первый раз, но газовый контракт между Москвой и Киевом до сих пор не подписан.

Уже и не вспомнишь, какие это по счету переговоры. С лета, когда Москва отключила Киев от трубы, стороны собираются регулярно. Потом звучат оптимистичные заявления — «близки к компромиссу», «договоренности достигнуты». Но подписание контракта раз за разом откладывается.

Недавно Владимир Путин поговорил по телефону с Ангелой Меркель. Лидеры выразили надежду, что сейчас результат, наконец, будет достигнут. Но уже была, например, встреча в конце сентября с участием Украины, России и ЕС. Киев согласился оплатить часть долгов. Казалось все — скоро подпишут. Но затем премьер Украины Арсений Яценюк обвиняет «Газпром» в шантаже и заявляет, что без решения Стокгольмского арбитража, договориться не удастся.

Эта история порядком утомила всех, комментирует гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

Константин Симоновгендиректор Фонда национальной энергобезопасности«Нас неправильно поняли, мы никаких долгов платить не собираемся», «пусть нам восстанавливают поставки, а там посмотрим» — Украина шантажирует всех — и нас, и европейцев перекрытием транзита. Но перекрытие произойдет, элементарно начнут воровать газ из транзитных объемов, и произойдет это перекрытие поставок в Европу. Будет великая драма. Если у Украины есть деньги, ну, заставьте просто платежку эту сделать. Или если у нее нет денег, так решите, как они украли те деньги, которые вы же им и дали».

Оплата долга — ключевой вопрос. Денег, как заявляет Киев, нет. Хотя были сообщения, что на счетах «Нафтогаза» — 3 миллиарда долларов. Еще 1 миллиард долларов пообещал Евросоюз. И были предположения, что и МВФ может выдать средства Украине не в начале следующего года, а в конце этого. В общем, проблему решить можно, если есть желание. В конце концов, речь пока идет о временном контракте, чтобы не сорвать отопительный сезон на Украине и в Европе. Но могут быть и глобальные противоречия, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Очень хотелось бы, чтобы договорились, но впечатление такое, что опять упрутся, и все останется на прежнем месте. В Киеве хотят новый контракт, который был бы основан на тех же коммерческих условиях, на которых «Газпром» подписывает контракты с европейскими компаниями. Ориентирование на спотовые цены, исключение некоторых положений, как запрет на реэкспорт газа и так далее. «Газпром» настаивает на том, чтобы использовать старый контракт».

Сейчас появилось еще одно обстоятельство — на Украине выбрали Раду. Положительному результату газовых переговоров может способствовать то, что Россия выборы признала. Но большинство голосов неожиданно — у партии Арсения Яценюка. Соответственно, влияние премьера, занимающего антироссийскую позицию, усиливается. Российские информагентства спросили о шансах на подписание контракта у высокопоставленного источника в российской делегации. Тот лаконично ответил: «Посмотрим». С учетом прошлого опыта, иных слов, действительно, не найти.

«Роснефть» предложила ответить на санкции и ввести 100-процентную предоплату поставок газа в Евросоюз. Предложения госкомпании отправлены на имя Владимира Путина, пишет газета «Коммерсантъ».

Также «Роснефть» предложила заморозить вывоз уже поставленного в Россию нефтегазового оборудования, в отношении которого введен запрет на использование в российских проектах. При этом режим его ввоза не должен иметь значения. «По сути, это экспроприация техники у западных сервисных и нефтегазовых компаний», — говорит источник издания.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию