16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.06 / ₽ 8281
  • RTS870.87
9 октября 2014, 00:02 Компании

Вагит Алекперов предложил обмен Игорю Сечину

Лента новостей

ЛУКОЙЛ предложил «Роснефти» обменять долю в «Приазовнефти» на пакет в «Национальном нефтяном консорциуме», который работает в Венесуэле. Частная компания из-за санкций в последнее время отдает приоритет российским проектам

Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов (слева) и глава компании «Роснефть» Игорь Сечин.
Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов (слева) и глава компании «Роснефть» Игорь Сечин. Фото: Климентьев Михаил/ТАСС

Крупнейшая частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ и крупнейшая государственная компания «Роснефть» могут обменяться активами. ЛУКОЙЛ интересуется некоторыми активами в Краснодарском крае, заявил президент компании Вагит Алекперов.

«Мы договариваемся по одному из проектов upstream в Краснодарском крае. На Азовском море у нас СП, мы уравняем наши доли», — пояснил бизнесмен.

Вероятно, речь идет об ООО «НК «Приазовнефть», которое работает на шельфе Азовского моря. Сейчас 57,5% капитала компании контролирует «Роснефть», оставшиеся 42,5% — ЛУКОЙЛ. Совместное предприятие осваивает Темрюкско-Ахтарский участок площадью 5,4 тыс. кв. км; глубина моря — около 10 м.

Семь лет назад на участке было открыто месторождение «Новое» с запасами 1,339 млн тонн и 0,67 млн тонн (по категории С1), а также 3,429 млн тонн и 1,715 млн тонн (по категории С2).В данный момент на участке ведутся сейсмические работы.

Взамен части капитала ООО «НК «Приазовнефть» ЛУКОЙЛ предложил «Роснефти» свою долю в «Национальном нефтяном консорциуме» (ННК). Эта структура была создана еще в 2008 году для совместной работы российских нефтяных компаний в Латинской Америке, в частности, в Венесуэле. На первом этапе в консорциум вошли пять крупнейших нефтяных компаний страны — «Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», — каждая из которых получила по 20% проекта. Учитывая паритетный характер консорциума, первоначально предполагалось, что его участники будут влиять на его управление в равной степени. Каждая из сторон инвестировала в проект по 200 млн долларов.

Первым и единственным проектом ННК стало освоение блока Хунин-6, оценочные запасы которого составляют 52,6 млрд баррелей нефти, а извлекаемые — 10,96 млрд баррелей. При этом ННК является не оператором проекта, а лишь партнером венесуэльской государственной компании PdVSA. Доля ННК в проекте — 40%, контрольный пакет — за зарубежным партнером.

Представители частных компаний в неофициальных беседах признавались, что проект с самого начала был политическим. Курировал его лично Игорь Сечин, занимавший на тот момент кресло вице-премьера в правительстве Владимира Путина.

Как только Игорь Сечин перешел из правительства в «Роснефть», из консорциума постепенно начали выходить участники. Первым свою долю в СП продал «Сургутнефтегаз». Сумма сделки тогда, по неофициальным данным, составила все те же 200 млн долларов, пакет компании приобрела «Роснефть», благодаря чему она стала крупнейшим участником проекта. Затем стало известно о желании продать свой пакет и ТНК-BP, и этот пакет даже попытался приобрести ЛУКОЙЛ. Но вместо этого проданной оказалась сама ТНК-BP и ее доля в ННК также досталась «Роснефти». В итоге, сейчас «Роснефть» владеет 60% капитала ННК, а ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» — по 20%.

Учитывая сложную акционерную структуру консорциума, непосредственная доля ЛУКОЙЛа в капитале проекта составляет лишь 8%. При этом, «Роснефть» еще год назад заявляла о желании выкупить долю ЛУКОЙЛа в этом проекте. Такой шаг приветствовала и частная компания, и она искала альтернативных покупателей на долю кроме «Роснефти», но до сделки дело так и не дошло.

«Роснефти» в нынешней ситуации будет сложно привлечь дополнительное финансирование, у компании и без того много проектов, которым требуется капитал. Обмен активами — оптимальная форма для этой сделки. Решение выйти из проекта оправдано и для ЛУКОЙЛа, поскольку возможности компании влиять на управление ННК ограничены. Вместо этого компании целесообразнее сосредоточиться на российских проектах, которые до сих пор приносят ей наибольшую рентабельность», — отмечает аналитик UBS Максим Мошков.

ЛУКОЙЛ попал под санкции США. В конце июля руководство компании заявило о снижении инвестиционной программы, готовности выставить на продажу некоторые зарубежные активы и намерении сосредоточиться на российских проектах. Например, сегодня компания ввела в опытно-промышленную эксплуатацию Имилорское месторождение в Западной Сибири. Общие запасы Имилорского участка оцениваются в 194 млн тонн нефти.

До этого стратегия нефтяного гиганта подразумевала увеличение добычи на зарубежных месторождениях до 20% от всей добычи группы. Сейчас ЛУКОЙЛ работает в 11 странах Европы, Африки, Ближнего Востока и Средней Азии. На зарубежные проекты приходится 4% добычи группы. На таком фоне несколько недель назад в отставку ушел глава Lukoil Overseas Андрей Кузяев, управляющий зарубежными проектами компании.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию