Игра в «Мечел». Платить «стремно», спасать нужно
Лента новостей
Банки-кредиторы в ближайшее время обсудят новые предложения «Мечела». Об этом заявил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин. Холдинг Игоря Зюзина находится в трудной ситуации из-за долгов, однако о банкротстве пока речь не идет
Восемь миллиардов долларов долга российским госбанкам, судебные иски от кредиторов — ВТБ и Сбербанка, состояние на грани банкротства — все это о «Мечеле» Игоря Зюзина. Проблемы холдинга связаны с тем, что он агрессивно скупал разного качества активы и делал это а) во время кризиса, б) на заемные средства. Их теперь надо отдавать, плюс тратить прибыль на обслуживание долга. Игорь Зюзин сам избрал такой путь и, по идее, сам должен нести за это ответственность, но государство, видимо, готово спасать «Мечел» до конца.
Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил, что вновь появились новые предложения по выходу из ситуации. Но добавил, что вряд ли сейчас кто-то купит компанию, так как платить за нее деньги «стремно». Заявление Костина комментирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионовпрофессор Высшей школы экономики«Мечел» — очень сложный актив, потому что в его составе есть совсем приличные, есть так себе, а есть явно непонятные, то есть не очень хорошие вещи. То есть, с этой точки зрения, понятно, что для кредиторов было бы глупо, например, согласиться с тем, что кто-то выберет хорошее, потому что денег на все не хватит. С другой стороны, опять очевидно, что все банки, которые их финансировали, все попали».
Есть такая бизнес-пословица — «если ты занимаешь у банка 10 долларов — это твои проблемы, если занимаешь 10 миллиардов долларов — это проблемы банка». Но почему банки давали деньги? Они не знали, какие активы покупает Зюзин? Или не знали конъюнктуру мировых цен на металлы? У самых крупных банков страны нет аналитиков, просчитывающих кредитные риски, когда речь идет о миллиардах долларов? Вопросы смешные.
А вот не очень — может быть банки кто-то хорошо попросил выдать Зюзину кредиты? Но это уже история. Реальность — планы по спасению «Мечела». Почему власти не решаются на банкротство холдинга? Мнение директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко.
Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Мечел» — все-таки очень большой, чтобы упасть, поэтому его пытаются удержать как-то на плаву. Я так понимаю, там переговорный процесс еще идет. Уже появился потенциальный стратегический инвестор, и представитель господина Тимченко уже заявил, что это не он, чем, понятное дело, еще усилил впечатление, что это именно он. То есть идет игра, в которой большое количество игроков».
Проблемы «Мечела» рождает еще один вопрос — значит, и другой бизнесмен может назанимать у госбанков денег, а потом попросить власти о помощи и, в итоге, ее получить? Возможно, с точки зрения бизнеса, Игорь Зюзин был не так уж и неправ. Покупал подешевевшие активы в разгар кризиса в надежде, что цены на металлы отскочат. Но они, так уж случилось, до сих пор не отскочили. Зюзин рисковал, и он проиграл. А, как известно, шампанское пьют только те, кто рисковал и победил. Для остальных существуют другие напитки.