Россия ударила по мировой роскоши. Продажи дорогих вещей значительно замедлились
Лента новостей
Сложности в экономиках России, Китая и Европы привели к замедлению продаж предметов роскоши по всему миру. Единственный рынок, где luxury-индустрия стабильно растет — Северная Америка
Рост мирового luxury-рынка впервые за последние несколько лет замедлился. В первом полугодии продажи товаров, относящихся к премиум-категории, выросли всего на 6%. Более слабую динамику рынок демонстрировал лишь в 2009 году. Для сравнения, средние темпы роста рынка в последние пять лет не опускались ниже 8,5%.
Продажи предметов роскоши замедлились почти по всему миру. Например, темпы роста европейского рынка упали до 2%. Отчасти в ухудшении рыночной динамики виноват рост курса евро. Исторически сложилось, что большинство покупателей роскоши из Восточной Европы и Африки едут за ней именно в Западную Европу. Курс евро в последнее время вырос, что привело к снижению покупательской способности целого ряда туристов.
Японский luxury-рынок уменьшился на 4%. В других крупных экономиках Азии динамика продаж товаров, относящихся к премиум-категории, замедлилась с 8% до 6%. Причина замедления роста рынка — рост опасений по поводу дальнейшего замедления экономики Китая и усиление политических рисков. Напряженность относительно управления Гонконгом со стороны официальных властей Поднебесной была давно, но нынешние антиправительственные выступления могут стать поводом для властей страны к проведению более жесткой внутренней политики и частично оттоку из региона иностранных инвесторов, которые являются одним из крупнейших покупателей luxury. Больше всего в Азии сократились продажи духов и часов. Продажи ювелирных изделий наоборот выросли.
Замедлению роста глобального luxury-рынка способствовало и снижение продаж в России. По оценкам Altagamma, объем российского рынка предметов роскоши оценивается в 5,8 миллиарда евро и в прошлом году вырос на 5%. В этом году эксперты ожидают снижение рынка на 4-6%. При этом, восстановление продаж может начаться лишь в 2017 году, когда отрасль ощутит эффект от вступления страны в ВТО и государство снизит пошлины на ювелирную продукцию, ткани и другие премиальные товары.
Единственный регион, где продажи предметов роскоши выросли — Северная Америка. За последние полгода объем местного рынка увеличился на 9%. Больше всех на этом смогла заработать ювелирная сеть Tiffany. В первом полугодии ее продажи в США продемонстрировали двузначный рост.
На этом фоне акции Tiffany с начала года выросли на 25%. Ювелирная сеть стала фактически единственной компанией, чьи бумаги пока дорожают. Другие гиганты luxury-индустрии — Richemont, LVMH, Kering и Swatch Group — за последний год потеряли 6-20% своей стоимости. Худший результат у Prada, капитализация которой сократилась на треть.
«Продажи предметов роскоши всегда очень тесно коррелируют с динамикой мирового ВВП и этот сектор очень чувствительно реагирует на изменение настроений потребителей. Если рост мировой экономики ускорится, то в следующем году глобальный luxury-рынок вырастет на 8,5%», — прогнозирует аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Рей Вьюм.
Тем не менее, в целом в мире именно продажи ювелирных изделий, часов и изделий из кожи сейчас демонстрируют самую слабую динамику. Относительно стабильный спрос сохранятся на парфюмерию и вина.
Среди крупнейших публичных компаний, специализирующихся на производстве товаров роскоши, лучшую динамику продаж продемонстрировал Hermes. В первом полугодии доходы группы выросли на 9,6% в годовом сопоставлении. Поддержку компании оказал рост спроса на ювелирные изделия в интернет-магазине. Неплохой рост продаж продемонстрировали и производитель одежды и аксессуаров Kering, и Tiffany. Их выручка увеличилась на 5,2% и 7% соответственно. Доходы других лидеров отрасли — Richemont, LVMH и Swatch Group — с начала года выросли на 3-4%.