В Минэкономразвития не исключают, что инфляция к концу года вырастет до 8%. Экономисты ссылаются на эффект санкций и росте цен на продукты питания
Руководители Минфина, Минэкономразвития и ЦБ договорились регулярно обсуждать инфляцию. Как заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, на этих встречах будут обсуждаться механизмы достижения целевых показателей и уровень ключевой ставки Центробанка.
Во вторник Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции до 7,5%. Предыдущий был на уровне 7,2%. При этом Улюкаев не исключил и того, что инфляция к концу года дойдет и до 8%.
Сегодня же вышел доклад ЦБ, в котором говорится, что ослабление номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам на 1% увеличивает потребительскую инфляцию в среднем на 0,13 процентного пункта.
Макроэкономическую конъюнктуру прокомментировала в эфире BusinessFM экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
Если учесть заявления Минэкономразвития и ЦБ, что будет с рублем к концу года?
Наталья Орлова: Я по-прежнему удерживаю прогноз в 37 рублей к доллару. Безусловно, с этим переходом на плавающий курс в следующем году, о котором ЦБ объявляет, мы должны быть готовы к большей волатильности валютного курса. Если раньше движение курса рубля к доллару в таком масштабе вызывало напряжение рынка, то сейчас мы должны быть готовы к гораздо более существенным колебаниям. Но плавающий курс предполагает, что он может, как ослабляться, так и укрепляться, поэтому меняется система управления курса и динамика курса.
Каков ваш прогноз инфляции: 7,5-8% или выше?
Наталья Орлова: Я думаю, что в этом году 8% мы увидим, потому что есть санкционные эффекты и значительный рост цен на продукты питания. Я думаю, что, скорее всего, на следующий год инфляция может быть несколько выше. Но на самом деле, значительная часть факторов — немонетарные. Очень многое будет зависеть от налоговых решений правительства. Потенциально, если не будет повышения налоговой нагрузки, то, может быть, инфляцию в следующем году удастся удержать на более низких уровнях.
В ЦБ, кроме того, заявили, что доходы бюджета без принятия дополнительных налоговых мер в будущем году могут сократиться на 0,4 процентного пункта ВВП, а расходы вырасти на 1,2 процентного пункта. Получается, что нам не избежать новых налогов?
Наталья Орлова: Мне кажется, что на данный момент ситуация, на самом деле, очень неоднозначная, потому что, во-первых, правительство может все-таки согласиться на финансирование большего объема дефицита и финансировать его на внутреннем рынке или из средств Резервного фонда. Это возможная опция, и мне она представляется более предпочтительной, чем повышение налоговой нагрузки. Или может измениться, улучшиться внешняя конъюнктура. Цены на нефть сейчас на достаточно низких уровнях, но они могут восстановиться. И, кроме того, слабеющий рубль тоже помогает бюджету.
Из доклада ЦБ: «Банк России ожидает повышения цены на нефть до 100 долларов за баррель в ближайший квартал». И при этом еще одно — внешние финансовые условия для России вряд ли улучшатся до конца 2014 года. Это оптимистичные или пессимистичные оценки?
Наталья Орлова: Я думаю, что это достаточно близко к реалистичному сценарию. Я тоже считаю, что цена на нефть будет вряд ли значительно идти ниже, и, с другой стороны, я не думаю, что возможна скорая отмена санкций. Поэтому, действительно, конъюнктура долговых рынков остается сложной.