16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
15 сентября 2014, 18:07 Недвижимость

Кризис в российском туризме: как туркомпании становятся финансовыми пирамидами

Лента новостей

За последние месяцы несколько крупных туристических операторов объявили о своем банкротстве. Тысячи туристов лишились отдыха и потраченных денег. Специалисты попытались разобраться в причинах случившегося

Фото: ИТАР-ТАСС

Туристические компании продолжают банкротиться, очередные рейсы 13 и 14 сентября доставили российских туристов домой из Греции, Испании и Китая. У клиентов разорившихся турфирм – прерванный отпуск и потерянные деньги. За последние месяцы тысячи людей стали жертвами туристических операторов, ведущих нечестный бизнес.

Почти все туристические компании объявляли о своем банкротстве внезапно. Вчера они принимали платежи от туристов за услуги, которые собирались оказать в будущем, а сегодня уже сняли табличку с дверей и объявили о банкротстве. Причем компании не оповещали своих клиентов должным образом, например, обзванивая их по телефону, направляя им смс или электронное письмо. Клиенты узнавали об этом по телевизору, в аэропортах, где им говорили, что их билеты не выкуплены турфирмой, или на ресепшене гостиницы за границей, где их с нерадостным сообщением ждал менеджер отеля, сообщая, что их номера не оплачены. Туристические компании не планировали проводить финансовое оздоровление и возвращать деньги клиента – они лишь были заинтересованы в банкротстве и скорой ликвидации. Российский клуб финансовых директоров провел исследование, сделанное на основе банкротства девяти крупных туроператоров: «Нева», «Атлас», «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал-Тур», «Интаэр», «Нордик-стар» и «Солвекс-турне». Их разорение повлекло за собой убытки для более чем 25 000 россиян, находящихся за границей в отпуске.

Эти действия характеризуют реальные намерения компаний и их владельцев. Многие из них имеют зарубежные корни и не публикуют своих истинных получателей прибыли на территории России, остаются скрытыми как от клиентов, так и от фискальных органов и суда. Конечный бенефициар, получающий все доходы от туристического бизнеса в России и подавший на банкротство, находится в безопасности.

Финансовые отчетности компаний показывают, что из года в год они работают с минимальной наценкой и прибылью, а зачастую и в убыток. Следовательно, отчеты эти не показывают реального положения дел. Многие руководители туроператоров имеют бизнес в других отраслях экономики, с помощью которых они могут уходить от уплаты налогов и перебрасывать финансы из своего туристического бизнеса в другой, который, по их мнению, более нуждается в немедленном финансировании. Они надеются, что с течением времени деньги вернутся обратно в туристическую компанию, но обычно им этого не удается сделать в полном объеме и в нужный момент. В результате наступает острая нехватка денег.

Учреждение компаний носит формальный характер, в уставах кроме туристической деятельности записано еще множество других услуг и видов деятельности, не относящихся к туризму. Уставной капитал в большинстве случаев не превышает 10 000 рублей, то есть ответственность собственников перед кредиторами – минимальна. В ходе дальнейшей деятельности компании уставной капитал не поднимают, собственный капитал не наращивают. При наступлении форс - мажорных обстоятельств такие компании будут просто неспособны произвести необходимые выплаты пострадавшим.

В качестве эксперимента экспертная группа проанализировала двадцать компаний, имеющих финансовую гарантию на сумму свыше 100 млн рублей. Чистая прибыль десяти компаний из двадцати в 2013 году оказалась меньше 5 миллионов. Поверить в эту информацию сложно. Почти весь годовой оборот туриндустрии в России приходится на десятку этих компаний, которые занимают топовые позиции. Если сравнить прибыль с оборотами, то выходят соотношения, говорящие о том, что владельцы данных компаний чистые благотворители.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию