16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.24 / ₽ 7268
  • RTS878.30
12 сентября 2014, 13:19 ПолитикаКонфликты

Чемезов, Жириновский, «Роснефть», Сбербанк и другие. Опубликованы новые санкции Евросоюза

Лента новостей

Сегодня стало известно, каких компаний и людей коснулись новые санкции Евросоюза. В список попали «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», «Калашников», Сбербанк, ВТБ, а также Чемезов, Журова, Жириновский и другие

Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя перед встречей с европейскими коллегами.
Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя перед встречей с европейскими коллегами. Фото: Reuters

Сегодня в официальном журнале Евросоюза были опубликованы новые санкции против России.

Компании

В список попали нефтяные гиганты: «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть». Для этих предприятий Евросоюз запретил организацию долгового финансирования. Также европейским компаниям запрещается оказывать им услуги, необходимые для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов в России.

Запрет коснулся поставок товаров двойного назначения компаниям оборонно-промышленного комплекса России, в том числе, «Оборонпрому», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), «Уралвагонзаводу», ОАО «Алмаз-Антей», концерну «Калашников», концерну «Сириус», «Станкоинструменту», «Химкомпозиту»,Тульскому оружейному заводу, «Технологиям машиностроения», «Высокоточным комплексам» и НПО «Базальт». Для них теперь запрещены операции со счетами в банках Евросоюза, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями, организация размещений ценных бумаг (акций и облигаций) и секъюритизированных бумаг.

С введением новых санкций европейцы отныне не смогут предоставлять кредиты Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку. Невозможно будет покупать и продавать их ценные бумаги со сроком обращения более 30 дней.

Как говорится в журнале ЕС, всем вышеназванным компаниям запрещено выдавать новые кредиты сроком более месяца. Ранее банкам было запрещено привлекать европейские деньги на срок свыше 3 месяцев.

Лица

Среди физических лиц, попавших в санкционный список, — генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. ЕС объясняет, что в «Ростех» входит компания «Технопромэкспорт», которая собирается строить электростанции в Крыму. А, кроме того, частью «Ростеха» является Рособоронэкспорт, который содействовал интеграции оборонных предприятий Крыма в российский ОПК.

Далее в списке идут депутаты-единороссы Светлана Журова, Александр Бабаков, Владимир Васильев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, его сын Игорь Лебедев, справорос Николай Левичев, коммунист Иван Мельников, премьер Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко.

Им запрещен въезд в Евросоюз, их активы на территории ЕС должны быть заморожены.

Также под санкции попали: министр обороны ДНР Владимир Кононов, командир ополчения Донбасса Мирослав Руденко, премьер-министр Луганской народной республики (ЛНР) Геннадий Цыпкалов, министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук, глава МВД ДНР Олег Береза, представитель ДНР в России Андрей Родкин, вице-премьер ДНР по социальным вопросам Александр Караман, постоянный представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов, вице-премьер Крыма Михаил Шеремет, заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев, депутат Госдумы, казачий генерал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ Владимир Никитин, заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ Олег Лебедев, гвардии генерал-майор Алексей Наумец (командир 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, в ЕС считают, что она участвовала в боевых действиях на Донбассе).

На фоне введения новых санкций ЕС курс доллара на Московской бирже обновил свой исторический максимум и достиг 37,67 рубля.

«Не глобальная боль, но последствия есть». Комментарии экспертов

Банкам, включенным в список, теперь придется работать «в одну сторону» — отдавать старые кредиты, не имея возможности брать новые займы, говорит председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.

Олег Вьюгинпредседатель совета директоров МДМ Банка«Это не такая глобальная боль, но последствия есть. Они имеют длительный характер. Во-первых, ограничения по финансовым институтам. Это означает, что банки фактически больше не смогут заимствовать на западных рынках, лишаются этой части фондирования. Более того, у них были привлечены ранее средства с международных рынков, поэтому придется работать в одну сторону — отдавать эти кредиты, но не привлекать новые. Это несколько ограничит их бизнес. Поскольку банки очень крупные, то, конечно, это повлияет на динамику развития кредитования в стране. Что касается нефинансовых компаний, здесь, я думаю, эффект более негативный, глубокий, потому что технологически наше оборонное машиностроение очень тесно связано с международными технологиями. То же самое — нефтяной сектор. Поэтому, если эти санкции будут долгими, то технологическое развитие российских отраслей, этих двух, замедлится. Это, конечно, не очень хорошо для экономики в целом».

По словам Вьюгина, новые санкции не приведут к банкротству банков, но ухудшат, в целом, их финансовое состояние, это может привести к росту ставок на рынке кредитования.

«Мы не зависим от санкций», — так отреагировали на список ЕС в Рособоронэкспорте. Как пояснил замглавы компании Сергей Гореславский, «с учетом стоящих задач по импортозамещению, мы не ожидаем существенных влияний на наши поставки. За рубежом пользуются теми видами вооружений и техники, которые являются чисто российским производством».

В ОАК отметили, что кредитуются в России, так что санкции ЕС также не окажут существенного влияния на компанию. По словам вице-президента ОАК Дмитрия Елисеева, на долю банков-нерезидентов приходится всего 1% заимствований.

Что касается нефтяной отрасли, то по российским компаниям санкции ударят в краткосрочной перспективе. А вот в средне- и долгосрочной — по тем, кто эти санкции ввел. Такое мнение в интервью Business FM высказал Рустам Танкаев, ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России.

Рустам Танкаевведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России«Позиции этих компаний на рынке различны, соответственно, и последствия для них тоже различны. Что касается компании «Транснефть», то она этих санкций просто не заметит. Исключение составляют привлечение средств на внешнем рынке. Но, я думаю, что и здесь «Транснефть» найдет выход. Что касается «Газпром нефти», там ситуация сложнее. Есть определенные виды работ, которые выполняли для «Газпром нефти» западные сервисные компании, некоторое оборудование приобретала «Газпром нефть», реагенты. Для «Газпром нефти» это будет неприятно, и придется искать замену этому оборудованию. Но искать его не долго, потому что существует китайский рынок, который предлагает практически все то же самое, и переход на китайских поставщиков будет означать для тех, кто ввел санкции, буквально то, что они теряют часть рынка, причем теряют ее безвозвратно. Дело в том, что китайцы стараются таким образом организовать свою работу, чтобы вытеснить их потом с рынка, где они уже закрепились, было почти невозможно. Опыт Ирана показывает, что в среднесрочной перспективе те, кто ввел санкции, очень много теряют сами. Они теряют рынок сбыта. Надо сказать, что мировой рынок нефтепромыслового оборудования и химреагентов устроен так, что легко их заместить, но потом вернуться на этот рынок они, скорее всего, уже не смогут. С «Роснефтью» несколько хуже. Дело в том, что значительная часть проектов «Роснефти» связана с шельфом, и поставки оборудования для работы на шельфе в ближайшей перспективе очень сложно чем бы то ни было заменить. Западное оборудование здесь является лидером. Но тут есть еще одно обстоятельство — партнерами «Роснефти» при выполнении этих работ являются крупнейшие западные компании, которые у себя в странах имеют очень большой вес. Это Exxon Mobil, Statoil, British Petroleum, Total. Эти компании очень хорошо умеют решать свои проблемы, и за счет лоббирования интересов своих, и за счет различных обходных маневров, когда они проводят оборудование через третьи страны. Поэтому здесь есть надежда на то, что «Роснефть» сможет опереться на своих партнеров».

Сами нефтяные компании, подпавшие под санкции, пока не отреагировали на введенные ЕС против них меры.

На введение новых европейских санкций против России отреагировал президент Украины Петр Порошенко. Санкции ЕС показывают, что Украина является главным приоритетом для Европейского Союза, заявил политик.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию