Кто из российского бизнеса заработает на продуктовом эмбарго
Лента новостей
Запрет на импорт продуктов из большинства европейских стран выгоден российской сельскохозяйственной отрасли. А вот розничным компаниям решение правительства, наоборот, грозит потерями
Принятые правительством меры по запрету ввоза в Россию продуктов питания из стран, поддержавших санкции, выгодны сельскохозяйственному сектору. Глава Минсельхоза Николай Федоров уже заявил, что «нет худа без добра». По словам министра, запреты станут «мощной поддержкой» отечественным производителям, поскольку снизят конкуренцию на рынке.
Всего в прошлом году в Россию было импортировано продовольственных товаров на 43 млрд долларов, или 12% оборота всей розничной торговли. По данным Федеральной таможенной службы, на США, ЕС и Украину в совокупности пришлось 19 млрд долларов продовольственного импорта.
Как уточнили в пресс-службе правительства, под полный запрет попали мясо крупного рогатого скота, свинина и птица, все виды сыра, сливочное масло, йогурты. Из продукции сельского хозяйства в Россию теперь запрещен экспорт из большинства европейских стран кешью, кокосов, миндаля, фисташек, арахиса, бананов, цитрусовых, винограда, черешни, вишни и всех фруктов. Из США, Австралии, Норвегии и стран ЕС также запрещены поставки всех видов рыбы и морепродуктов — креветок, омаров, мидий, устриц, гребешков, улиток и др. Запрет вводится сроком на один год.
Однако полноценно российские компании смогут заменить далеко не весь спектр этой продукции. В первую очередь это относится к производству сыров, морепродуктов, фруктов и ягод. Зато производители продуктов питания из других секторов благодаря введенному запрету смогут получить дополнительный доход.
Наиболее просто решить вопрос с мясом. Поголовье курицы и свинины в последние годы стабильно росло. От введенных запретов производители мяса и выиграют в первую очередь, считает аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ.
Иван Кущаналитик «ВТБ Капитала»«Снижение предложения мяса приведет к росту цен, благодаря чему доходы публичных компаний «Черкизово» и «РусАгро» вырастут на 15-20%. В более выигрышном положении находится группа «Черкизово», которая специализируется на производстве разнообразных сортов мяса».
Выгоду из текущей ситуации также может извлечь группа «Русское море», чьи акции недавно продал Геннадий Тимченко. По оценкам «Минсельхоза», из попавших под запрет стран в Россию импортируется около 450 тысяч тонн рыбы. Почти половина этого объема — охлажденный лосось, часть объемов приходится на минтай и сельдь, рассказывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин.
Александр Фоминпрезидент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ)«Русское море» в нынешней ситуации может повысить объемы продаж минтая и сельди и частично занять нишу иностранных компаний. Долю на рынке лососевых рыб могли бы увеличить другие российские компании, работающие на Дальнем Востоке».
У «Русского моря» также есть свои активы по разведению лосося. Их мощность составляет около 20 тысяч тонн, что примерно соответствует 10% от общероссийского спроса. Однако технологии компании сильно зависят от норвежских партнеров, у которых группа закупает не только оборудование и корма, но и мальков для разведения. Если Норвегия введет встречные санкции в этом вопросе, то бизнес рыбной компании окажется под значительным давлением, допускает эксперт.
Опрошенные эксперты считают, что для того чтобы временный рост доходов российских компаний трансформировался в запуск новых крупных проектов, правительство должно подчеркнуть присвоение сельскому хозяйству статуса стратегической отрасли на несколько лет. Планов по пересмотру стратегий развития сельскохозяйственной отрасли среди членов правительства никто пока не заявил.
«Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная четыре года назад, неплохо исполняется по большинству продуктов — зерну, сахару, птице, свинине. Отстаём мы только по молоку и некоторым разновидностям мяса. Это нужно восполнить самим, наши аграрии к этому готовы», — написал премьер Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook.
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в российском сельском хозяйстве снижаются уже несколько лет подряд. Если в 2008 году инвесторы вложили в долгосрочные проекты в секторе 363 млрд рублей, то в 2013, по предварительным данным, — 292 млрд рублей. Впрочем, такая динамика отчасти может быть связана со вступлением страны в ВТО. Одновременно бюджетное финансирование отрасли, наоборот, стабильно растет и в прошлом году составило около 198 млрд рублей, против 118 млрд рублей в 2008 году.
Несмотря на ожидаемый рост цен, мясоперерабатывающие компании пока не спешат менять свои долгосрочные стратегии.
Новые проекты требуют тщательной проработки и экономического анализа, заявил представитель группы «Черкизово». «Запуск новых активов возможен, но важно понимать их окупаемость. Мы надеемся, что правительство страны разработает стратегию развития сельскохозяйственной отрасли с четкими механизмами поддержки игроков сектора, тогда российские производители мяса за 2-3 года смогут полностью обеспечить импортозамещение», — пояснили в компании.
Пострадает от принятых правительством мер главным образом сектор розничной торговли. С одной стороны, ритейлерам предстоит возместить потери в ассортименте и быстро найти новых поставщиков. При этом далеко не все западные контрагенты, вероятно, согласятся вернуть средства по уже сделанным платежам, что также окажет давление на маржу, указывает аналитик UBS Ульяна Ленвальская.
В самых сложных условиях на таком фоне оказались премиальные розничные сети и гипермаркеты, где доля импортируемых продуктов составляет около половины ассортимента. Теперь, чтобы не допустить падения доходов, им придется искать, чем заменить выпавшие позиции.
Среди публичных компаний сектора в наименее выигрышной позиции X5 Retail Group и O’key. По оценкам экспертов Sberbank CIB, 17% и 13% оборота этих компаний приходится на оказавшуюся под запретом продукцию.
«Специалисты сейчас подсчитывают экономический эффект от смены ассортимента. Однако практически по всем запрещенным продуктовым позициям есть аналоги, и потребительский спрос впоследствии можно перенаправить на них», — заявили в X5 Retail Group.
Доля импортируемых продуктов в структуре доходов других крупных розничных сетей — «Магнита» и «Дикси» — значительно ниже и составляет 13% и 9% соответственно.
«С другой стороны, розничные сети не смогут быстро переложить свои издержки на потребителей, по крайней мере во втором полугодии 2014 года. Опасаясь разгона инфляции, правительство будет искать инструменты сдерживания цен, что также негативно скажется на компаниях сектора», — допускает эксперт.
Курирующий розничную торговлю Минпромторг вчера уже провел совещание для компаний отрасли. Как рассказал BFM.ru один из его участников, ведомство четко подчеркнуло, что будет строго следить за исполнением введенных правительством запретов.