Ответные санкции России: что ждет международный ритейл?
Лента новостей
Многие товары из стран, которые приняли санкции против России, теперь запрещено ввозить на территорию нашей страны. Таковы ответные меры, принятые правительством в ответ на санкции Запада. Как теперь будут развиваться международные ритейлы? Чем будут торговать METRO Cash&Carry, Auchan и Globus, и есть ли смысл инвестировать в торговую недвижимость?
Сектор коммерческой недвижимости в ожидании: события развиваются стремительно, и пока не понятно, как отреагирует рынок на новые санкции, введенные западными странами в отношении России. По данным компании JLL, текущая макроэкономическая ситуация оказывает давление на уровень вакантных площадей во всех сегментах, а также начинает влиять на ставки аренды. Эксперты отмечают, что введенные санкции могут вызвать дестабилизацию на рынке недвижимости, при этом не исключая возможность, что ограничения эти могут быть кратковременными.
На этой неделе дело приобрело новый поворот: Россия ввела полный запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. В связи с этим возникает вопрос: как будут работать международные торговые сети в России? Их развитие и инвестирование в строительство новых торговых площадей на всей территории страны за последнее время только выросло. Теперь, в условиях запрета, им предстоит переориентировать свой бизнес на российские продукты или продукты тех стран, в отношении которых санкции не действуют.
Оксана ТокареваРуководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия»«После определения Правительством Российской Федерации перечня продукции, импорт которой подпадает под ограничения согласно Указу Президента РФ, мы незамедлительно приступили к поиску альтернативных решений в отношении соответствующих продуктов. С момента выхода на российский рынок, мы закупаем большинство наших товаров в Российской Федерации. Тем самым мы полагаем, что данная ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране, хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно».
Теперь есть смыл говорить о двухсторонних санкциях и их конечном влиянии на рынок торговой недвижимости. Инвесторы и арендаторы берут паузу в реализации планов по расширению, девелоперы должны учитывать текущие события при подсчете своих будущих денежных потоков. В таких условиях становится очевидным, что только коммерчески успешные проекты смогут позволить себе возросшую стоимость риска, а собственники проектов, уже имеющих долговые обязательства, будут повышать ставки и цены, отмечают аналитики компании JLL. Розничные продажи будут сокращаться, создавая еще более конкурентную среду для собственников торговой недвижимости. Эта тенденция будет усугубляться инфляционным давлением в результате запрета импорта сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели санкции против России.
Татьяна КлючинскаяНачальник департамента торговых площадей компании JLL«Торговым операторам придется пересматривать систему закупок и ценовую политику. Сами участники рынка ожидают снижения качества продукции и сокращения ассортимента, а также повышения цен. Наиболее тяжелая ситуация с молочной продукцией – найти замену ей, сырам в том же объеме и того же качества будет очень проблематично, а скорее просто невозможно. Другой проблемный сегмент – фрукты и овощи, здесь возможна переориентация на новых поставщиков из других стран, но это будет продукция более низкого качества. Степень влияния будет зависеть от доли импорта в бизнесе каждой конкретной сети, от того, как строятся закупки. В случае если доля импорта высокая, у ритейлера сократится ассортимент, что приведет к снижению покупательского потока, а это в свою очередь повлияет на ставку аренды, которую сможет поддержать ритейлер. Наиболее чувствительным текущий запрет будет для продуктовых магазинов, работающих в высоком ценовом сегменте: доля импорта в их ассортименте составляет около 70%, тогда как в других магазинах она находится на уровне 30%. По всей видимости, в ближайшие пару месяцев мы можем столкнуться с дефицитом продуктов, ведь ритейлерам придется налаживать новые каналы поставок».
Европейские сыры, норвежская семга и австралийская говядина – магазинам и покупателям придется забыть об этом, по крайней мере, на год – такой срок был установлен на действие санкций. А ритейлерам, в особенности международным торговым сетям и магазинам высшего ценового сегмента придется пересмотреть свой бизнес. Возможно, самым кардинальным образом.