Спецрасследование. Как не расстаться с бизнесом на время госслужбы
Лента новостей
Российские чиновники находят способы, гениальные в своей простоте
Запутанное дело. 27 мая Фонд борьбы с коррупцией опубликовал выписку из регистрационного департамента Министерства торговли Кипра. Документ от шестого мая сообщал, что заммэра Москвы Максим Ликсутов владеет акциями компании Intellectico Holdings Limited.
В этот же день в Facebook чиновник ответил, что документы на выход из бизнеса он подписал в 2010 году. Сама компания с того же времени в стадии ликвидации. Юристы разберутся. Через две недели была еще одна запись. Ликсутов заявил, что вышел из состава акционеров в 2012 году, посоветовал Алексею Навальную поучить кипрское право и пригрозил оппоненту судом.
Каким образом заммэра расстался со своими акциями, не уточнялось. Не было подробностей и в заявлении Совета мэра по противодействию коррупции. Та же формулировка: вышел из состава акционеров. Что может за ней скрываться?
Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Самый элементарный момент, каким образом можно перестать быть акционером какой-то компании — кипрской, российской, прибалтийской или какой-либо еще — это, естественно, договор купли-продажи акций. И, судя по всему, на это ссылается господин Ликсутов. Я — не я, и больше лошадь не моя».
Мы обратились в пресс-службу Ликсутова с просьбой рассказать, каким способом заммэра расстался с акциями. В ответ нам предложили считать пост чиновника в Facebook официальным комментарием. На второй запрос, с просьбой все-таки уточнить, ответа не последовало. Вообще, примеров того, как чиновники расставались со своими активами, много: кто-то, как первый вице-премьер Игорь Шувалов, отдал в «слепой траст», но большинство дарило или продавало родственникам.
Владимир Поздняковзампред Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и об имуществе«Он может все это дело передать другу, родственнику, жене. Вы же слышите, что у нас доход у крупных чиновников и депутатов, в том числе, становится меньше по сравнению с прошлым, позапрошлым годом, зато их жены становятся в несколько раз богаче. Получается как раз на ту сумму, на которую стал беднее этот чиновник, госслужащий или депутат и настолько же богаче стала его супруга или близкий родственник».
Все это простые и понятные способы условного прощания с бизнесом. Есть и сложные схемы — буквально драмы. Прошлой весной, к примеру, депутаты массово разводились со своими женами. Распались три десятка пар. В этом году новое поветрие. Чиновники вдруг выясняют, что их давно закрытые и заброшенные компании исправно работают.
Вот депутат Александр Балберов узнал от журналистов, что его имя стоит в реестре индивидуальных предпринимателей. Скрывать не стал: действительно открыл ИП, еще в 2008 году, почти сразу ликвидировал, но «что-то пошло не так», и процесс не был завершен. Та же история у депутата Умахана Умаханова. И у Максима Ликсутова с его кипрской компанией. Чистоту перед законом заммэру гарантирует один документ: передаточное распоряжение, которое владелец бумаг подписывает, сдает юристам компании и спокойно поступает на госслужбу, объясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Если физическое лицо подписало передаточное распоряжение на свои акции, то оно уже не отвечает за действия секретаря конкретной компании, акции которой были переданы. Таким образом, если будет представлено передаточное распоряжение, которое не было секретарем в соответствующем порядке передано или учтено в реестре акционеров, то акционер, который передал уже таким образом акции, отвечать за действия компании не будет».
Если секретарь забывает о передаточном распоряжении, его ждет символический штраф — 10.000 рублей на наши деньги. По словам Александра Захарова, это позволяет собственникам подписывать нужные бумаги задним числом, то есть оформлять продажу в любое время.
Вот владеет акциями чиновник, его ловят, он избавляется от бумаг, говорит, что сделал это давно и обвиняет в нерасторопности юристов. Доказать, что все было по-другому невозможно. В выписке кипрского реестра от 29 мая имя Максима Ликсутова исчезло из состава акционеров Intellectico Holdings Limited. Спустя всего два дня после публикации разоблачительных документов.
Выход засчитан.