Соратников Навального обвинили в краже 10 миллионов
Лента новостей
Одного арестовали, у второго взяли подписку о невыезде
Столичное управление Следственного комитета России в среду предъявило обвинение сторонникам Алексея Навального. Муниципальному депутату Константину Янкаускасу и предпринимателю Николаю Ляскину вменяется хищение более 10 млн рублей, собранных на избирательную кампанию оппозиционера. Бизнесмена Ляскина следователи оставили под подпиской о невыезде, а вот парламентария Пресненский суд в среду поместил под домашний арест.
По мнению Константина Янкаускаса, это было сделано для того, чтобы помешать ему баллотироваться в Мосгордуму.
Данное уголовное дело было возбуждено в апреле Главным следственным управлением СК России по городу Москве по признакам преступлений, предусмотренным ч.1 ст.141.1 и ч.4 ст.159 УК РФ (нарушение порядка финансирования избирательной кампании, мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). События, о которых идет речь, относятся у периоду, когда Алексей Навальный баллотировался на пост мэра Москвы.
По результатам голосования, состоявшегося 8 сентября 2013 года, Навальный, чью кандидатуру выдвигала партия РПР-ПАРНАС, занял второе место. Он набрал 27,24% голосов. Победил на выборах действующий мэр Сергей Собянин с 51,37% голосов.
Сбор средств на выборы
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, перед выборами, в июле прошлого года близкие знакомые и соратники Алексей Навального — депутат от столичного района «Зюзино» Константин Янкаускас и предприниматели Николай Ляскин и Владимир Ашурков — перечислили по одному миллиону рублей на избирательный счет кандидата, открытый в Сбербанке. Таким образом они рассчитывали скрыть факт незаконного финансирования кампании Навального из анонимных источников, считают в Следственном комитете.
После этого соучастники разместили в Интернете обращение. Они просили всех желающих компенсировать понесенные ими затраты и пополнить принадлежащие им виртуальные счета, открытые в ООО «Яндекс. Деньги». «При этом 3 млн рублей планировалось направить на компенсацию расходов, а остальную часть денежных средств — на финансирование политической деятельности Навального», — отметил Маркин. Однако, по его словам, поступившие от граждан средства (не менее 10 млн рублей) соучастники присвоили.
В конце мая следствие провело обыски у Янкаускаса, Ляскина и Ашуркова, а также в офисе компании «Яндекс. Деньги».
А сегодня ГСУ СКР по Москве предъявило Янкаускусу и Ляскину официальное обвинение. Им инкриминировали мошенничество (ч.4 ст.159 УК РФ). Третий фигурант дела — Владимир Ашурков на допрос не явился, и поэтому следователи планируют объявить его в розыск.
Николая Ляскина следователи оставили под подпиской о невыезде, а вот Константина Янкаускаса после предъявления обвинения сразу же повезли в Пресненский суд Москвы.
Арест
Там следствие ходатайствовало об избрании ему меры пресечения в виде домашнего ареста. Настаивая на заключении обвиняемого под стражу, следователь заявил, что, находясь на свободе, Янкаускас может скрыться. «Его причастность к преступлению подтверждают результаты оперативно-розыскных мероприятий, а также сведения, которые содержатся на электронных носителях, изъятых в офисе компании «Яндекс. Деньги», — сказал он.
В свою очередь, адвокат задержанного Сергей Панченко просил просьбу следствия отклонить. Допрошенные по его ходатайству судом мать муниципального депутата Галина Янкаускене и жена Ольга Горелик сказали, что если его поместить под домашний арест, то это существенно осложнит жизнь всех домочадцев. Дело в том, что в квартире вместе с ним проживают еще пять человек, в том числе брат-инвалид и бабушка.
«Обтекаемые» формулировки
Сам Константин Янкаускас заявил, что не признает свою вину. «Все формулировки обвинения расплывчатые и обтекаемые. Из них не понятно, в чем суть обвинения!» — возмутился он.
Депутат заявил, что с помощью уголовного дела ему хотят помешать участвовать в выборах в Мосгордуму. «16 июня я должен подавать документы в окружную избирательную компанию №31, чтобы баллотироваться в Мосгорсуду от своего округа. Кандидат это может сделать только лично. Поэтому если я не приду, то я не смогу этого сделать», — сказал он.
Однако судья Александр Шипиков не принял его аргументы и поместил под домашний арест до 17 июля.
Происки соперников
В Фонде борьбы с коррупцией обвинения в адрес соратников Алексея Навального считают надуманными. Так утверждают, что после выборов мэра Москвы проигравший кандидат отчитался о каждом потраченном рубле. Более того, финансирование избирательной кампании Навального проверяли в МВД и Московской городской избирательной комиссии и не нашли никаких нарушений.
«Московская городская избирательная комиссия и МВД в августе 2013 года проводили проверку финансирования избирательной кампании Навального в бытность его кандидатом в мэры Москвы. Не нашли никаких оснований, никаких правонарушений, никаких замечаний, — говроит директор фонда по борьбе с коррупцией Роман Рубанов. — То, что мы видим сейчас, удивительным образом совпадает и по дате, и по времени с кампанией в Мосгордуму. Янкаускасу выбрана мера пресечения — домашний арест, который целиком совпадает со временем сбора подписей в Мосгордуму».
Адвокат Константина Янкаускаса Сергей Панченко заявил, что собирается обжаловать в Мосгорсуде решение районного суда, а также предъявление обвинения его подзащитному.
«Следствием не ставилась цель привлечь моего подзащитного к уголовной ответственности. Цель состояла в том, чтобы устранить его от политической деятельности», — считает он. Адвокат обратил внимание на то, что его клиента посадили под домашний арест на месяц «с хвостиком», и период его нахождения под стражей истекает как раз за сутки до того, как заканчивается срок подачи документов для участия в выборах.
Адвокат считает, само дело «не стоит выеденного яйца» и в ходе расследования оно «развалится». «Янкаускас никаких денег не крал. Но следствие даже не потрудилось указать где, у кого и сколько он похитил. Ни одного заявления потерпевших в деле нет», — отметил защитник. Юрист утверждает, что каждое слово в постановлении о предъявлении обвинения — «ложь» и его подзащитный намерен «последовательно опровергнуть» выдвинутое против него обвинение.