Госкомпании ограничат в банках: сотрудничать придется не со всеми
Лента новостей
Путин поручил Минфину и ЦБ подготовить предложения об усилении контроля за финансами стратегических компаний
Госкомпании ограничат в выборе банков, с которыми они могут работать. Как стало известно «Ведомостям», президент Путин поручил Минфину и ЦБ подготовить предложения об усилении контроля за финансами стратегических компаний. Одна из мер — создание закрытого перечня банков, с которыми смогут работать госкомпании — открывать счета, проводить финансовые операции, размещать депозиты.
Как поясняет издание, обязательство держать деньги только в определенных банках, коснется госкомпаний из утвержденного правительством в 2003 году списка 91-р, управление которыми правительство осуществляет напрямую, а также госкорпораций. Речь идет примерно о 70 крупнейших государственных компаниях — «Газпроме», «Роснефти», «Транснефти», РЖД, «Аэрофлоте», «Русгидро», «Ростехе», «Росатоме» и прочих. Обсуждение пока продолжается. Насколько широк должен быть список банков и каковы критерии отбора, собеседники «Ведомостей» предсказать не берутся. По мнению одного из чиновников, работающие в России «дочки» иностранных банков также могут попасть в список, если будут соответствовать критериям отбора, но иностранных банков в списке не будет.
По каким критериям будут отбирать банки, которым разрешена работа со стратегическими компаниями?
Олег Сысуевпервый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка«Формальными критериями могут быть рейтинги крупнейших рейтинговых агентств и, видимо, достаточность капитала по стандартам ЦБ. Мне кажется, этого вполне достаточно для того, чтобы определять какой-то закрытый перечень банков, хотя в рыночной экономике можно сомневаться в полезности какого-либо рода закрытых перечней. Понятно, почему это происходит, — потому что даже известны в публичном пространстве случаи, когда государственные компании, выполняющие оборонный заказ, размещали свои деньги в очень мелких сомнительных банках на сомнительных основаниях, и деньги там зависали. Я не думаю, что будет большой передел рынка. Надо иметь в виду, что практически до 80% банковских активов находится в первой «двадцатке» или «тридцатке» российских банков, все остальное — это пределы погрешности».
Эксперты задумываются о том, может ли ограничение на выбор банков, с которыми будут работать госкомпании, защитить их от возможных санкций Запада.
Андрей Гольцблатуправляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP«Наверное, это создает определенный механизм контроля и финансовой безопасности как самих компаний, так и банков, в которых у этих компаний находятся счета, и это понятно. Конечно, это может показаться некой мерой, направленной на снижение конкуренции для других банков. Пример с Visa и MasterCard всех очень сильно заставил здесь задуматься. А с другой стороны, хотелось бы, чтобы мы развивались все-таки в комфортной бизнес-среде, чтобы было комфортно в России российскому бизнесу, иностранному и всем остальным инвесторам, которые готовы вкладывать сюда деньги, создавать рабочие места и платить налоги».
По словам источника «Ведомостей», есть два проблемных случая. Первый — если госкомпания хочет проводить финансовые операции за рубежом, к примеру, по экспортным контрактам или выпуску депозитарных расписок. Второй — если госкомпания может вести с крупной зарубежной компанией какой-то проект и создать для этого дочернюю компанию, счета которой, скорее всего, будут в иностранных банках. По мнению собеседника издания, оба случая нужно исключить из законопроекта.