«Мистраль» или нет? Новости местного значения
Лента новостей
Постройка во Франции двух «Мистралей», универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев (УДКВ) для военно-морского флота России, с начала украинского кризиса стала невыносимой головной болью для Парижа. Это крупнейший военный контракт Запада с Россией за все время после роспуска СССР в 1991 году. Отменять — невозможно, оставлять — неудобно.
Но вот в четверг, 20 марта, появилось болеутоляющее. Состоялась крупнейшая сделка о строительстве на верфях Сен-Назера двух гигантских круизных лайнеров для швейцарско-итальянской компании MSV Croisière. Вместе с предполагаемым заказом на еще два лайнера общая стоимость заказа может достигнуть 3 млрд евро. Обеспечит работой судостроителей на шесть лет вперед. А когда хорошо идут дела на верфях Сен-Назера, процветает весь регион.
Стоимость сделки оценивается в 1,5 млрд евро, то есть больше, чем стоимость постройки двух «Мистралей» (корабли «Владивосток» и «Севастополь») для России — 1,2 млрд. евро.
Совпадение в стоимости контракта может показаться случайным. Не случайно подписание контракта (точнее, письма о намерениях) приветствовал премьер-министр Франции Жан-Марк Эро. Новость отраслевого, местного масштаба имеет далеко не местное значение. Департамент Атлантическая Луара (регион Земли Луары), где находится Сен-Назер, — это политическая база премьер-министра. Он оттуда избирался в Национальную ассамблею, был до победы социалистов в 2012 году мэром главного города региона Нанта и сейчас сохраняет мандат депутата регионального совета.
Экономика Франции топчется на месте, и социалистам отчаянно нужны хоть какие-то, пусть самые малые, свидетельства роста. И совсем не нужны потрясения с аннулированием огромных, уже почти завершенных сделок с неудобной Россией. Принципы принципами, а своих мы не сдаем.
Этим объясняются колебания Парижа вокруг «Мистралей». Президент Олланд сначала сказал, что вопрос о «Мистралях» вообще пока не стоит. Потом министр иностранных дел Фабиус в начале этой недели объявил, что Франция может и рассмотреть вопрос об отмене сделки с «Мистралями». На следующий день он поправился, речь идет не об отмене, а о приостановке контракта. А министр обороны Жан-Ив Ле Дриан совсем сместил ориентиры, когда вслед за Фабиусом пояснил, что «Мистраль» вообще строится не как боевой корабль проекции военной силы, а всего лишь как «гражданский корпус». «Такова реальность, — сказал он. — Мы поставляем клиенту, согласно подписанному контракту, пакет невооруженных продуктов. А он потом может установить на них вооружения».
Останавливать ли и в самом деле «Мистрали», Парижу пока решать еще не нужно, будет зависеть от дальнейшего развития украинского кризиса. Пока же новый контракт в Сен-Назере дал правительству облегчение на случай, если закрутится в худшую сторону и лавировать уже будет невозможно.