16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
18 марта 2014, 20:43

Тамплиеры. Из истории информационных войн

Лента новостей

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня исполняется одна знаменательная годовщина в европейской финансовой истории, да и в истории информационных войн и мифотворчества. Крымские события оттесняют ее на задний план, но вспомнить все же стоит, уж больно популярна родившаяся тогда легенда. Ровно семьсот лет назад, 18 марта 1314 года, в Париже на острове Иль-де-Жуиф (Еврейский остров) сожгли на костре великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле и рецептора (главу) тамплиеров Нормандии Жоффруа де Шарне.

Казнью завершился разгром тамплиеров — крупнейшей «олигархической» организации в Европе, да, пожалуй, во всем тогдашнем христианском мире. Гонения на рыцарей-тамплиеров были инспирированы королем Франции Филиппом IV Красивым, до этого еще прославившимся гонениями на еретиков-иудеев. Поэтому и островок на Сене, где их казнили, назывался Еврейским. После казни де Моле получил еще одно название — остров Тамплиеров.

Дело в том, что тамплиеры тогда были не просто и не только монашеской военизированной организацией с правами экстерриториальности. Они были еще и крупнейшими собственниками и распорядителями первой панъевропейской банковской системы расчетов, транснациональных платежей, кредитов и даже владели своими оффшорами. Им одно время, когда крестоносцам пришлось уйти из Палестины, даже целиком принадлежал весь Кипр.

Орден храмовников возник вскоре после первого Крестового похода. Тогда, в 1099 году, европейским крестоносцам удалось отвоевать — или завоевать — обширные земли на Ближнем Востоке, включая и Иерусалим. В Палестину потянулось со всех концов Европы огромное число паломников. Одни просто искренне желали припасть к источнику веры. Для других же это путешествие было бизнесом. Как нынешние «челноки»: едешь, находишь в развалинах драгоценную реликвию или покупаешь ее у местных, возвращаешься — и к тебе валом валят посмотреть, приложиться, очиститься и исцелиться. Реликвия, особенно если у нее обнаруживалась чудотворная или исцеляющая сила, гарантировала экономическое процветание монастыря, города, а то и целого региона.

Кредитных карточек тогда не было, не было банков и банкоматов, деньги и ценности приходилось везти с собой. А разбойников на пути было немало, грабили и убивали сотнями. Охранять паломников взялись рыцари-тамплиеры. Название орден получил от mont du Temple — Храмовой горы в Иерусалиме, где находилась их штаб-квартира. Рыцари давали обет личной бедности и безбрачия. Ни в какие отношения с женщинами им вступать не разрешалось. А все имущество передавали ордену. От этого обета возникла и эмблема ордена — два всадника на одном коне.

Рыцари, конечно, занимались не одной охраной паломников. В 1139 году папа Иннокентий II дал им освобождение от налогов и право на беспошлинное пересечение границ по всему христианскому миру. Надстройка ордена — сами рыцари в белых балахонах с красным крестом — давали ордену славу и престиж, как благотворительная организация, привлекали пожертвования. А остальные члены ордена занимались бизнесом: строили общеевропейскую сеть храмов, гостиниц при них, свои фермы и виноградники, создавали надежную систему транспорта и коммуникаций. То, что сейчас бы мы назвали логистикой.

Ну и в кредит тоже давали. У кого-то из них возникла блестящая финансовая идея. С 1150 года Храмовники стали выдавать для паломников кредитные письма-расписки. Едешь в Святую землю, сдаешь некую сумму в пункте отправления, получаешь документ и отправляешься без риска потерять ценности. А на месте по кредитному письму тебе тамплиер же выдает наличность. Эту схему многие считают первой системой международных банковских расчетов.

За те двести лет, пока крестоносцы сначала накатились на Палестину, а потом откатились назад, храмовники выросли в гигантскую многонациональную корпорацию, бросавшую вызов светским властям. Когда Крестовые походы закончились, главы государств занялись строительством вертикалей власти и национализацией элит. Королю терпеть тамплиеров-олигархов было нестерпимо. К тому же и должен он был немало.

Филипп Красивый начал против тамплиеров «информационные войны», обвинил их в ереси и оскорблении религиозных чувств. И вот в пятницу13-го октября 1307 года по всей Европе прошли аресты сотен тамплиеров. Процесс тянулся долго, пытали, заставляли в чудовищных преступлениях против власти и церкви признаваться, выпускали, оправдывали, находили новую ересь и опять пытали. Обвинения были чудовищными. И в содомитстве, и в поругании распятия. Один рыцарь признался под пыткой, что трижды плюнул на крест. «Правда, ртом, а не сердцем», — говорил он потом.

Король выиграл, свои долги тамплиерам списал, имущество частью присвоил, частью передал другим орденам. А главных тамплиеров сжег на костре. Некоторым тамплиерам, правда, удалось спастись в Шотландию и Германию. Через несколько веков их наследниками объявили себя франкмасоны — те «фармазоны», к которым причисляли Евгения Онегина и к которым за духовностью ходил Пьер Безухов.

Во время казни, кстати, произошел эпизод, который, скорее всего, и положил начало легенде о проклятии тамплиеров. Уже охваченный дымом и языками пламени Жак де Моле крикнул: «Не пройдет и года, как и ты, Филипп, и папа Климент предстанете на суд Божий вместе со мной!» И что же? Папа умер через месяц, а в церковь, где его отпевали, ударила молния, и храм сгорел дотла вместе с покойным. Филип Красивый через несколько месяцев пал, сраженный инсультом, и умер через несколько дней в страшных судорогах.

Так начались нескончаемые мифы, не увядающие и в наше время. Я на этом остановлюсь, а кто не читал, почитайте и посмотрите «Проклятых королей» Мориса Дрюона, «Маятник Фуко» Умберто Эко, «Кодекс да Винчи» Дэна Брауна, ну и «Айвенго» Вальтера Скотта тоже.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию