Сегодня на торгах доллар и евро обновили исторические максимумы. Эксперты считают, что спасти российскую валюту от обесценивания может только прекращение силовой политики в Крыму
«Повышение ставки ЦБ связано с давлением на рубль и истерической ситуацией вокруг этого», — объяснил замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Сегодня рубль и российский рынок акций рекордно обвалились на фоне ситуации на Украине. Утром Индекс РТС просел более чем на 10%, ММВБ обвалился на 9,5%.
Торги рядом акций были приостановлены. Доллар и евро обновили максимумы, их курсы поднялись выше 37 и 50 рублей на валютных торгах Московской биржи. На этом фоне Центробанк повысил ключевую ставку с 5,5 до 7%. Как объясняется в заявлении ЦБ, «для предотвращения возникновения рисков для инфляции и финстабильности». Кроме того, ЦБ сдвинул границы бивалютного коридора на 20 копеек вверх.
О том, как дальше может повести себя российская валюта, Business FM рассказал руководитель операций на денежном и валютном рынке «Металлинвестбанка» Сергей Романчук.
Как можно оценить ситуацию сейчас?
Сергей Романчук: Что касается валютного рынка, то он — самый спокойный за счет того, что у ЦБ существует достаточно большой арсенал средств. Прежде всего, это пока еще большие золотовалютные резервы. ЦБ может устанавливать тот курс, который он пожелает. ЦБ очевидным образом изменил схему интервенций, а ту, которая была перед этим, когда допускалось довольно значительное плавание рубля, ЦБ смешивал границы коридора при продаже 350 миллионов долларов, он изменил параметры этой схемы, увеличив до миллиарда или двух свои ориентиры. Мы видим, что с завидной периодичностью через каждые несколько копеек ЦБ выставляет (непонятно, кто еще будет выставлять) по миллиарду долларов на продажу по текущим уровням, при том, что рынок с утра был выше. Первые торги начинались примерно по 37 рублей за доллар и дальше курс падал. Участники, конечно, ожидали, что ЦБ в том или ином виде должен появиться с тем, чтобы не допустить уже полнейшей паники на валютном рынке. Паника действительно погашена. Объем, который прошел на данный момент, больше 10 миллиардов долларов. Из них как минимум половина — это ЦБ, а скорее всего, и больше. Уже должен примерно на рубль поменяться диапазон картины.
Что будет дальше, можно хотя бы приблизительно оценивать?
Сергей Романчук: До тех пор, пока будет нарастать напряженность в Крыму, на Украине, доллары будут покупать. Потенциал для покупки очень большой. Он связан с тем, что у населения основная часть депозитов лежит в рублях, и пока не видны никакие ограничения на капитальные операции, можно рубли переводить в валюту. Я думаю, что этот процесс ускорится, так как помимо просто опасений, связанных с ведением войны, люди увидят, что курс пошел наверх, и те, кто сомневался — покупать валюту или нет, очевидно, сейчас это сделают. Спрос и завтра будет примерно такой же, по порядку величины 5-10 миллиардов — сегодня, 5-10 миллиардов — завтра. Завтра будет на полрубля больше. ЦБ будет продолжать более жесткую интервенционную политику, не допуская срывов в штопор, когда курс безудержно растет. Сейчас он находится в состоянии более фиксированного курса. Будут расти процентные ставки. Вполне можем и до 10% дойти. Единственное, что может спасти сейчас российскую валюту от обесценивания, акции от полнейшего краха и процентные ставки от роста, это прекращение силовой политики в Крыму и поиск мирного пути урегулирования.
Достаточно мер ЦБ?
Сергей Романчук: Для достижения курсовой стабильности вполне достаточно, другое дело, что эти меры имеют оборотную сторону медали. Совершенно очевидно, что всякое кредитование сейчас замедлится, банки будут опасаться выдавать кредиты, копить ликвидность для того, чтобы пережить трудные времена, которые продлятся пока непонятно сколько.