16+
Понедельник, 18 ноября 2024
  • BRENT $ 71.57 / ₽ 7157
  • RTS851.54
28 февраля 2014, 13:34 Общество
Актуальная тема: Евромайдан

Алексей Кудрин: «Украина может «заразить» Россию своими экономическими проблемами»

Лента новостей

Интервью главы Комитета гражданских инициатив, экс-министра финансов России Алексея Кудрина

Алексей Кудрин. Фото: РИА Новости
Алексей Кудрин. Фото: РИА Новости

О том, что дальше будет с рублем, как экономический и политический кризисы на Украине повлияют на экономику России, в интервью Business FM на XI Красноярском экономическом форуме рассказал глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов России Алексей Кудрин.

Рубль продолжает ставить антирекорды. Как долго, по-вашему, это будет продолжаться?
Алексей Кудрин: Фундаментальные показатели не говорят о том, что рубль будет существенно падать. Более того, в какой-то момент пойдет обратно. Но сочетание факторов на последние два месяца так сложилось, что он прошел отметку планируемого ослабления. Но я повторяю, сейчас может быть добавляются новые факторы, связанные с психологическим отношением граждан переложиться частично в валюту. Даже украинская тема стала влиять на наш рынок. Но эти факторы очень ограничены, поэтому после нескольких корректировок я ожидаю, что в течение года рубль скорректируется в обратную сторону. Не на такую же величину, но частично уйдет назад. Я не вижу причин дальнейшего глубокого проседания рубля.
Какой это может быть показатель?
Алексей Кудрин: В конце года будет около 35, плюс-минус полрубля.
Насколько внимательно вы следите за тем, что сейчас происходит на Украине?
Алексей Кудрин: Я очень внимательно за этим слежу, потому что это влияет на нашу экономику, на нашу политику. Это наш важнейший сосед. В свое время, когда Украина захотела быть независимой и отделилась от Советского Союза, то именно Украина, может быть, сыграла решающую роль в распаде СССР. Сейчас мы видим похожий процесс. Желание Украины дальше жить самостоятельно, выбирать свои приоритеты, которые не всегда образуются пожеланиями в России. Даже по экономическим показателям Украина, большая часть украинского населения, хотела бы ассоциировать себя больше с Европой. Это говорит о том, что на Украине серьезный потенциал такого независимого выбора, который они не всегда связывают с Россией. Это нужно признать. Здесь не только чисто экономический расчет. Иногда вопреки экономическому расчету. Значительная часть украинцев хотела бы больше себя ассоциировать с европейскими ценностями. Пусть это пока символ, а не реальные институты, но этот вектор для них очень важный. Надо уважать этот вектор. Мне кажется, этот конфликт в значительной степени возник, это развитие ситуации на Украине, когда власти Украины, в лице Януковича, высказываясь за ассоциацию с Европой, до последнего готовили всю Украину, все СМИ объясняли, что это правильно и здорово. И за неделю до подписания документов, вдруг развернуться на 180 градусов и объяснять, что это теперь невыгодно, это чревато. Невозможно найти такие инвестиции, которые позволят перестроить экономику под стандарты Европы. Это грубейшая ошибка руководства в части как самой подготовки, не продуманной по-видимому, так и такой остановки на всем ходу. Автомобиль опасен не когда он на полном ходу, а когда он очень быстро тормозит — его заносит, а то и переворачивает. Что мы и увидели.
Украинские события на российской экономике каким образом могут отразиться?
Алексей Кудрин: Именно потому что Украина входит в число важнейших партнеров России, политический кризис на Украине усилит экономический кризис. Это снижает кооперационные связи или закупку, в том числе, нашей продукции. Но есть еще момент заражения соседней экономики своими проблемами. Поскольку мы выдали кредит, который тоже пока непонятно как дальше будет обслуживаться. Сейчас разные позиции в отношении к новой власти. В целом, риски на российские рынки тоже увеличиваются. Мы уже почувствовали это на своем рубле. Есть уже эффект дополнительного смягчения нашего рубля в связи с этим. Мы почувствуем на росте доходности по кредитам, которые будут брать наш частный сектор или государство, допустим, на внешних рынках. Это все имеет уже влияние, не критическое, не драматическое, но оно имеется.
Вы поддерживаете то, что Россия приняла Виктора Януковича?
Алексей Кудрин: Я не против, чтобы Янукович приехал сюда, но я бы избегал избыточной его поддержки или противостояния с новыми властями Украины. Дело украинского народа — решать свою судьбу. Янукович может находиться здесь, но он сам должен определять свои отношения с новой властью Украины, здесь Россия не должна вмешиваться. И некоторые спонтанные, суетливые действия Государственной Думы, которые сейчас происходят, меня беспокоят, настораживают.
Сегодня вы говорили о том, что для экономического роста, это было на пленарном заседании, было бы неплохо сократить соцобязательства, которые дало государство. Это единственный рецепт или, может быть, есть какие-то еще другие? Рецепт, который подтолкнет экономику России.
Алексей Кудрин: Конечно, не единственный.
Вы говорили именно о нем.
Алексей Кудрин: Просто из-за недостатка времени меня попросили рассказать на одном из пленарных заседаний о влиянии именно бюджета на экономический рост. В некоторых других выступлениях я говорил про другие факторы, которые имеют место. Например, не говоря про деньги, я хочу сказать, усиливается административное давление правоохранительных органов на бизнес. Это подтверждают опросы предпринимателей. Они чувствуют, что инвестиционный климат ухудшился. Он ухудшился и по другим экономическим показателям. Мы, казалось бы, в рейтинге Doing Business, по которому сверяются все страны в мире по качеству бизнес-среды, даже повысились за счет качества налогового администрирования и подключения к энергетике, но это было по тестовым регионам проведено. А реально в экономике нет улучшения положения бизнеса, поэтому бюджет не способствует экономическому росту.

Но есть еще целый ряд других институциональных вопросов, которые требуется решать каждодневно. Например, качество работы системы обязательного медицинского страхования, качество инвестирования уже накопленных средств в негосударственных пенсионных системах или в государственной компании по управлению пенсионными ресурсами. Допустим, утверждается программа приватизации и в течение полутора лет полностью пересматривается. Принимаются государственные программы с завышением обязательств, а потом программы даже от минимального уровня еще урезаются. Вот эта спонтанность, неясность, которая все время сквозит в деятельности, в том числе правительства, все время создает дополнительную неопределенность в экономике. Доверие к политике правительства за последние год-полтора сократилось. А это означает, что инвесторы делают паузу в каких-то более рискованных инвестициях. Финансируются только надежные проекты. А там бы, где предприниматель хотел бы рискнуть, будет лучше, если сегодня он повременит. В этом смысле мы видим снижение инвестиций в нашей стране. В основном это госкомпании пока повлияли на снижение инвестиций, но и частные инвестиции выросли минимально, не так, как это было раньше, не на 10%, а, допустим, на 3%. Это все беспокоит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию