16+
Четверг, 14 ноября 2024
  • BRENT $ 72.57 / ₽ 7139
  • RTS858.19
27 февраля 2014, 20:49 Компании

Михаил Гуцериев сливает нефть

Лента новостей

Михаил Гуцериев может объединить «Русснефть» и «Нефтису». Партнером миллиардера по этому проекту могут стать швейцарская Glencore и Сбербанк

Михаил Гуцериев. Фото: РИА Новости
Михаил Гуцериев. Фото: РИА Новости

Михаил Гуцериев рассматривает возможность объединения своих нефтяных активов. Об этом бизнесмен заявил в интервью агентству Bloomberg. Речь идет о слиянии компаний «Русснефть» и «Нефтиса». По оценкам миллиардера, объединенная компания будет ежегодно добывать 17 млн тонн нефти, а ее запасы составят 700 млн тонн. Исходя из таких параметров, стоимость единой структуры, по словам Гуцериева, составит около 18 млрд долларов. В 2016 году компания могла бы провести IPO.

«После того, как «Нефтиса» выкупила у Евтушенкова «Белкамнефть», я понял, что пора сливать «Русснефть» и «Нефтису», — резюмировал Михаил Гуцериев.

Помимо Гуцериева долю в компании может получить Glencore. Швейцарский сырьевой трейдер является одним из крупнейших кредиторов «Русснефти» и владеет миноритарными пакетами в ряде ее «дочек». По неофициальным данным, стороны уже давно ведут переговоры о конвертации задолженности перед трейдером в акции нефтяной компании. Какую долю в объединенной компании может получить Glencore, Гуцериев уточнять не стал.

Две формально независимых друг от друга компаний появлялись у Михаила Гуцериева несколько лет назад. Первой из них стала «Русснефть». Она была создана в результате объединения нескольких небольших региональных нефтяных компаний в единый холдинг в начале 2000-х годов. Одно время компания даже готовилась выйти на IPO, но затем у ее основателя возникли сложности с законом и он эмигрировал в Лондон, перед этим продав «Русснефть» Олегу Дерипаске за 8,5 млрд долларов.

Впоследствии по возвращении в Россию миллиардер выкупил актив обратно и привлек еще одного стратегического инвестора. Им стала «Башнефть», входящая в группу АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Несколько лет стороны вели переговоры о слиянии, но отказались от этой идеи. В итоге, прошлым летом «Система» продала свои 49% акций «Русснефти» племяннику Гуцериева Микаилу Шишханову и его партнеру бизнесмену Феликсу Длину.

«Разные взгляды на бизнес. Еще в 2010 году я сказал «Башнефти», что выжить можно, если двигаться вперед. К сожалению, акционеры были против развития с точки зрения увеличения добычи и запасов», — пояснял причины разрыва Михаил Гуцериев. Второй причиной отказа от сделки стал большой долг: задолженность «Русснефти» перед кредиторами на пике составляла 8 млрд долларов. Большая часть этой суммы приходилась на Сбербанк. По итогам 2013 года долг нефтяной компании составлял 2,8 млрд долларов.

Одновременно с консолидацией «Русснефти» Михаил Гуцериев вновь начал скупать небольшие нефтяные компании в Азербайджане, Казахстане и России. По оценкам самого бизнесмена, сейчас стоимость этих активов превышает 4 млрд долларов, а годовая добыча — 4,5 млн тонн. На базе этих предприятий и была создана «Нефтиса». Затем для снижения долга «Русснефть» перепродала «Нефтисе» часть своих «дочек». Осенью компания приобрела у «старшей сестры» «Белкамнефть» и «Западно-Малобалыкское». Также в состав компании входят «Атайнефть», пермские «Уралнефтесервис», «СтандартНафта» и «Единые нефтепромысловые энергетические системы». «Нефтиса» также рассматривала возможность покупки доли в небольшой компании Exillon Energy, работающей в Западной Сибири, но затем отказалась от этих планов.

И хотя бизнес «Нефтисы» по-прежнему значительно меньше «Русснефти», но компания почти не отягощена долгом. По словам Михаила Гуцериева, в случае слияния нефтедобытчиков, их совокупный чистый долг сократится до 1,6 млрд долларов.

Помимо Glencore, партнером миллиардера по «единой» «Русснефти» может стать и Сбербанк. Кредитному гиганту уже принадлежат 2% акций «Русснефти» и 10% акций «Нефтисы». У «Сбербанк Инвестиции» есть дополнительный опцион на покупку дополнительных 10% «Нефтисы».

«Слияние компаний логично, особенно принимая во внимание желание контролирующего акционера вывести объединенную компанию на IPO. Кроме того и «Нефтисой», и «Русснефтью» управляет одна команда, и единая структура будет более устойчива, — рассуждает аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. — Упрощение структуры акционеров также верный шаг, поскольку это повысит прозрачность в глазах потенциальных внешних инвесторов».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию