Приговор участникам «Болотного дела» собрал тысячный митинг
Лента новостей
Суд приступил к оглашению приговора фигурантам «Болотного дела». Восемь участников беспорядков признаны виновными. У здания собрался стихийный митинг: около тысячи собравшихся скандировали: «Свободу!»
За два дня до окончания Олимпиады Замоскворецкий суд Москвы приступил к оглашению приговора восьми фигурантам громкого дела о массовых беспорядках на Болотной площади. Оглашение вердикта проходило в атмосфере стихийного митинга, который развернулся у стен суда. Вину всех подсудимых суд счел доказанной. Ожидается, что в понедельник 24 февраля им будут озвучены сроки.
Чтение приговора, назначенное на полдень, началось с опозданием на три часа. Перечислив анкетные данные всех подсудимых и их многочисленных адвокатов, судья Наталья Никишина постановила: «Признать подсудимых виновными в участии в массовых беспорядках» и «применении насилия в отношении представителя власти» (ч. 2 ст. 212 и ч.1 ст. 318 УК). После этого стало ясно, что реальных сроков им избежать не удастся.
Приговор под крики толпы
Уже в 11 утра внутри суда и снаружи наблюдался аншлаг. К нашествию гражданских активистов и прессы полиция подготовилась заранее. Были усилены и меры безопасности: при подходе к зданию установили металлические заграждения, на улицах ходили полицейские патрули, всех входящих тщательно досматривали. Напротив суда и в близлежащих дворах на всякий случай припарковали около десятка полицейских автобусов. К полудню внутрь уже нельзя было попасть. Битком было забито даже фойе на первом этаже, где организовали телетрансляцию для прессы.
А у стен суда развернулся стихийный митинг в поддержку подсудимых. Здесь собрались порядка тысячи человек, которые скандировали: «Свободу!» — и хлопали в ладоши. Были среди них и противники арестованных по «Болотному делу». Несколько активистов прокремлевских движений, наряженных в костюмы петуха и курицы, попытались создать давку в толпе. Но с криками «Уходи!» митингующие прогнали ростовых кукол, а вскоре их задержали сотрудники полиции. В полицейских автобусах оказались более 100 участников несанкционированной акции, а также двое из четверых попавших под амнистию подсудимых, Мария Баронова и Владимир Акименков. Не обошлось без свары: толпа так просто не желала отдавать «своих», окружив людей, попавших в поле зрения правоохранителей. В результате несколько стражей порядка были сбиты с ног. Впрочем обошлось без насилия.
Вернувшиеся накануне из Сочи участницы панк-группы Pussy Riot так и не смогли пробиться не то что в зал, но и просто в здание суда — им не удалось миновать полицейские кордоны. Как и оппозиционерам Алексею Навальному и Илье Яшину, политикам Борису Немцову и Михаилу Касьянову и правозащитнице Людмиле Алексеевой. На улице остались также защитница Химкинского леса Евгения Чирикова и сельский учитель Илья Фарбер. Зато внутрь смог просочиться депутат Госдумы Дмитрий Гудков и его отец, экс-замглавы думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. Последний предрекал «жесткий приговор». «Это путь к Майдану, а также жесткому противостоянию власти и народа», — прогнозировал политик.
С ними были солидарны и другие сочувствующие подсудимым. Они были уверены: фигуранты получат реальные сроки, но, возможно, чуть меньше, чем для них в прениях сторон просили представители прокуратуры (от 5 до 6 лет колонии).
Тем временем под крики толпы в воздух взлетела гроздь белых шаров, к которой снизу был прицеплен плакат с надписью «Свобода героям 6 мая!». Впрочем далеко он не улетел, зацепившись за провода. Спустя час сюда пригнали экскаватор и плакат с шариками сняли.
Восемь месяцев процесса
Судебное разбирательство по делу о массовых беспорядках на Болотной площади стартовало восемь месяцев назад — в конце июня прошлого года. Первоначально подсудимых было 12. Но в декабре 2013 года четверо фигурантов попали под амнистию, и дело против них прекратили, выпустив на свободу. Им вменялись лишь «призывы к участию в массовых беспорядкам» (ч. 3-я ст. 212 УК), стражей порядка они не били.
В итоге на скамье подсудимых остались восемь человек: Андрей Барабанов, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Сергей Кривов, Алексей Полихович и Александра Наумова (в девичестве Духанина).
Приговор суда они слушали не демонстрируя эмоций, тихо переговариваясь время от времени друг с другом в клетке. Единственная находящаяся под домашним арестом подсудимая-девушка стояла зале суда рядом с мужем.
Судья Наталья Никишина полностью согласилась с версией следствия, что все подсудимые 6 мая 2012 года принимали активное участие в массовых беспорядках на Болотной площади в Москве. В этот день оппозиция проводила шествие по центру города, прозванное «Маршем миллионов».
Согласованная с властями акция была посвящена протестам против злоупотреблений и фальсификации на выборах в Госдуму и на президентских выборах. Она закончилась задержанием более 400 человек. Около 30 из них попали под следствие.
Как следовало из приговора, подсудимые выкрикивали антиправительственные лозунги, избивали руками и ногами стоявших в оцеплении полицейских и военнослужащих внутренних войск, срывали защитное обмундирование — шлемы и бронежилеты, бросались в них пустыми бутылками и кусками асфальта, а также мешали им задерживать разбушевавшихся демонстрантов.
Так, студент 4-го курса политологии МГУ Ярослав Белоусов «прицельно бросил неустановленный желтый предмет» (по некоторым данным это был лимон — BFM.ru) в бойца 3-й роты 2-го оперативного полка полиции ГУ МВД РФ по Москве Филлипова. Предмет угодил в верхнюю часть груди стража порядка и «причинил ему физическую боль». Не менее активно вел себя 52-летний кандидат физико-математических наук Сергей Кривов. Самый старший из подсудимых пытался помещать «неустановленному представителю власти» задерживать нарушившего порядок митингующего, вырвал у полицейского Алгунова резиновую палку и больно «не менее трех раз ударил по кистям рук», причинив «подкожные гематомы под правой кистью». Кроме того, он схватил за форму и оттолкнул полицейского Моисеева. Впрочем, как признала судья, он причинил полицейскому насилие, не опасное для жизни. Некоторые из фигурантов пытались прорвать полицейское оцепление. А 23-летний студент РГСУ Алексей Полихович, который прятал лицо под медицинской маской, «передвигал металлические заграждения, пытаясь с их помощью оттеснить сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, что делало невозможным задержание участников массовых беспорядков и нарушителей общественного спокойствия».
Организаторы беспорядков
Следственный комитет России пришел к выводу, что побоище на Болотной было неслучайным: беспорядки профинансировал грузинский политик Гиви Таргамадзе. А их организаторами были оппозиционеры Сергей Удальцов, Леонид Развозжаев и Константин Лебедев. Последний признал вину, получил 2 года лишения свободы и уже подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Процесс над Удальцовым и Развозжаевым начался три дня назад — 18 февраля. Левые активисты не признали вину и заявили о политическом характере преследования.
В ходе судебного процесса восемь фигурантов «Болотного дела» придерживались той же позиции. В последнем слове подсудимый Степан Зимин высказал общее мнение, заявив, что «единственным источником насилия на Болотной площади были сотрудники полиции», чьи непрофессиональные действия и привели к столкновениям. Подсудимые вообще отрицали, что на Болотной имели место массовые беспорядки, ведь случившееся там даже отдаленно не напоминало то, что сейчас творится в Киеве.
Ущерб от действий демонстрантов
Однако судья с ними не согласилась, признав наличие массовых беспорядков. Она сообщила, что в результате противоправных действий подсудимых и других «неустановленных участников массовых беспорядков» столичное управление полиции утратило значительно количество имущества: 27 шлемов, 14 бронежилетов, 29 резиновых палок, 79 щитков, два мегафона и 8 радиостанций. Это причинило ущерб ГУ МВД РФ по Москве на сумму 371 тысяча рублей. Управление на транспорте МВД по ЦФО лишилось имущества на 43 тысячи рублей — пяти резиновых палок и двух радиостанций. ГУ МВД России по Челябинской области, полицейские которого были задействованы в оцеплении, пострадало на 23 тысячи рублей. ООО «Экоуниверсал», владельцу шести уничтоженных биотуалетов, протестные акции стоили 73,8 тысячи рублей. Дороже всего акция обошлась городскому бюджету: на ремонт асфальтового покрытия из казны потратили 28 млн рублей. Его демонстранты активнее всего использовали для того, чтобы метать в стражей порядка.
Впрочем представители пяти юридических лиц и 77 физических лиц, признанные по делу потерпевшими, иски к подсудимым не предъявили.
Почитав приговор не более часа, судья прервалась до понедельника, 24 февраля.
На улицу участники процесса выходили под шум толпы: задержания митингующих на улице продолжались. Люди собирались ехать на Манежную площадь на митиг в поддержку фигурантов «болотного дела».
Общественная опасность
Адвокаты подсудимых выразили надежду, что приговор суда будет «адекватным» и фигурантам назначат срок, который они уже отбыли в ходе следствия и судебного процесса. «Жестокий приговор никого не испугает, а, наоборот, только раззадорит», — сказал BFM.ru защитник Ярослава Белоусова Дмитрий Аграновский. По его словам, воспитательная цель, которую с помощью уголовного дела пытались добиться власти, достигнута: «Они всю жизнь будут держаться подальше от массовых мероприятий». Напугать же общество жестокими санкциями вряд ли удастся, «это и ежу понятно».
По мнению защитников, желание с помощью «карательного приговора» не допустить развития киевского сценария и предупредить общество в данном случае неоправданно. «Общественная опасность того, что происходит там, и то, что произошло у нас, несопоставима», — полагают они.