16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 79.96 / ₽ 8271
  • RTS870.13
19 февраля 2014, 20:41 ОбществоПолитика

Л. Кравчук о ситуации на Украине: «Выборы президента ничего не дадут»

Лента новостей

В интервью Business FM свое мнение о происходящих событиях высказал первый президент Украины Леонид Кравчук, подписывавший Беловежское соглашение

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Украинские банки закрывают отделения в центре Киева, обстановка на улицах неспокойная. Сегодня участники Евромайдана захватили здание Гостелерадио, там собираются обустроить ночлег и медпункт для активистов. Ранее сообщалось, что участники акции протеста заняли здание консерватории и Главпочтамта, а также несколько кафе в центре города. Тем временем канцлер Германии Ангела Меркель назвала события в Киеве шокирующими и пригрозила Украине адресными санкциями.

В интервью BusinessFM свое мнение о происходящих событиях высказал первый президент Украины Леонид Кравчук, подписывавший Беловежское соглашение.

Насколько соответствуют действительности разговоры аналитиков о том, что Украина уже скатывается к гражданской войне и распаду на восток и запад, и насколько велика такая угроза?
Леонид Кравчук: Я думаю, что угроза есть, но не настолько комплексно, как вы сказали. Есть признаки гражданской войны, это правда, и есть признаки распада управления страной, но пока распада на восток и запад я не наблюдаю и думаю, что это преувеличение. Хотя всегда одно может быстро переходить в другое состояние. А вот распад управления есть, потому что многие регионы уже отказываются выполнять поручения центра, и захватывают люди местные органы управления. И в общем-то захватывают, а управлять некому, потому что эти люди не готовы управлять и не имеют для этого законных оснований. Что касается гражданской войны, то она может перерасти, потому что заявления многих экстремистов настолько крутые, что они говорят: «идем на штурм Кабмина, идем на штурм администрации президента, идем захватывать власть». Ну, понятное дело, захват власти в регионах и в центре неизбежно будет сопровождаться сопротивлением самой власти, значит, большая кровь, и все может перерасти в гражданскую войну.
На что сейчас сложившаяся ситуация больше похожа — на югославскую или, может, на Москву 1993 года, когда стреляли по Белому дому?
Леонид Кравчук: Я думаю, что да, больше на Москву. Потому что корни югославской ситуации были очень глубоко, в уничтожении массы людей, вы помните. Разные составляющие, как по-нашему — разные республики, с совершенно разными даже религиями, с разными философиями, разными управленческими системами. Понятное дело, что это были корни глубоких процессов. Здесь у нас все же больше похоже на Москву, когда хотят заменить власть. Сейчас их главная задача — это поменять власть и перевести власть из президентской в парламентскую, парламентско-президентскую форму правления. Это центральная задача оппозиции.
На ком лежит главная ответственность за происходящее? В Вашингтоне, например, считают, что Янукович за все в ответе. Это так?
Леонид Кравчук: Я не думаю, что надо винить только Януковича. Я виню власть за то, что они не сумели в конце ноября поставить вопросы так, как нужно было их поставить и с точки зрения Ассоциации, и с точки зрения неповиновения или выхода людей на улицы, для того чтобы высказаться против внешней политики государства. Тогда они не нашли ничего умнее, как разогнать мирную демонстрацию людей. А дальше делалась ошибка за ошибкой, но ошибки уже делались не только властью, но и оппозицией. Оппозиция собрала сейчас под свои знамена разные группы людей: это «Правый сектор», «Левый сектор», афганцы, еще и еще. Трудно даже просчитать. Еще они имеют разные взгляды и на сегодняшний день, и на будущее государства. В последней акции вторника уже вина на оппозиции полностью, потому что они призвали людей идти к Верховному Совету и штурмовать, и принуждать депутатов голосовать, как они хотят, а не так, как депутаты хотят. Неповиновение им. Впервые они пришли, я так понимаю, я вижу по ситуации, к Верховному Совету с оружием, и начали применять огнестрельное оружие, холодное оружие.
Связаны ли эти радикальные группы с системной оппозицией, или все-таки это разные величины?
Леонид Кравчук: Абсолютно разные. Оппозиция хотела использовать их не как оппозиция, а как будущие борцы за президентское кресло. Они считали, я думаю, и считают сегодня многие, что такая поддержка — это, собственно, электорат, а у этих людей есть много последователей в разных регионах. Но они глубоко ошиблись, потому что эти люди имеют другие цели, другие взгляды и другую поддержку. И теперь они, я имею в виду оппозицию, должны ответить на один главный вопрос: они поддерживают такую историю или не поддерживают. Если поддерживают, значит, становятся на путь экстремистов, тогда к ним соответствующее отношение. Если не поддерживают, должны отмежеваться, и тогда власть понимает, где оппозиция, а где экстремисты. Чтобы не получилось так: кто сегодня экстремисты, а кто оппозиция, сказать просто невозможно.
Да, но ситуацию осложняет тот момент, что лидеры оппозиции пока не признают факты насилия, того, что насилие первыми применили митингующие.
Леонид Кравчук: Ну мало ли, что не признают, есть же конкретный анализ. Все люди видели, как они подошли к Верховному Совету и начали пробиваться к Верховному Совету. Их просто не пускали туда, никто к ним силы не применял. Ответили силой на их силу. Это было впервые открыто и понятно. Раньше делала власть, она наступала на оппозицию и, скажем, применяла силу к конкретным людям из этих манифестаций. Тогда было понятно: оппозиция или гражданское общество отвечало на акции насилия, отвечало. А вчера они не отвечали, они сами начинали. То, что они не признают, это вовсе ничего не значит, есть документы.
Если бы сейчас что-то могло переломить ход событий, то что? Уход Януковича и объявление досрочных выборов, либо жесткие действия властей? Или, может быть, международное посредничество?

Леонид Кравчук: Ничего. Выборы президента ничего не дадут, потому что это еще больше усложнит ситуацию. У нас нет Кабмина фактически, Верховный Совет не работает, еще уйдет президент — страна остается в хаосе, это все понятно. Сейчас надо собрать страну и навести порядок, и перейти к плану, к новой форме власти уже через закон, через выборы, через новую конституцию.

Более силовые действия вы имеете в виду?
Леонид Кравчук: Я считаю, что нужно немедленно пригласить международных посредников, чтобы они под контролем увидели реально, на месте, что делается, и какие шаги нужно делать.
А кто на их месте мог бы быть более эффективным? Евросоюз, Запад, Вашингтон или Москва, например?

Леонид Кравчук: Я, например, предлагаю, чтобы это был Вашингтон и Россия, и из Европы несколько человек. Россия тоже должна участвовать в этом, потому что я думаю, что она заинтересована, чтобы в Украине был мир и спокойствие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию