Розыск должников поручат частным приставам
Лента новостей
Министерство юстиции России готово разрешить исполнение судебных решений в области взыскания долгов частным приставам. Им поручать розыск должников, доставку их в суд, а также сбор информации обо всем их имуществе
Министерство юстиции России готово передать частным структурам ряд функций государственных судебных приставов, заявил министр юстиции Александр Коновалов в среду в Новгородской области, куда он прибыл для участия в выездной коллегии министерства.
Как отметил министр, у судебных приставов в РФ работы будет много всегда, а «сейчас она приобретает новые оттенки в связи с обострившейся экономической ситуацией и неплатежеспособностью многих должников».
Александр Коновалов напомнил, передает РИА «Новости», что Минюст и прежде ставил вопрос о вовлечении в исполнение судебных решений негосударственных субъектов. «На наш взгляд, этот вопрос не то чтобы вызрел, он отчасти перезрел, потому что пока в высоких кулуарах велись дискуссии на эту тему, на рынке юридических и даже квазиюридических услуг пышным цветом расцвела деятельность коллекторских агентств. Эти агентства смело и, ничего не стесняясь, предлагают гражданам и организациям, у которых на руках появляются исполнительные листы, свои услуги по взысканию долгов», — решительно заявил министр.
«Я хотел бы ошибаться, но, по-моему, слово «взыскание» в данной ситуации можно заменять термином «вышибание», — уточнил он. Министр юстиции даже высказал опасение, что «у нас есть определенный риск скатиться в ситуацию начала девяностых годов, когда исполнения взысканий долгов бандитами были гораздо эффективней, чем взыскания их через судебную и судебно-исполнительные системы».
Однако об отмене государственной системы исполнения решений речи не идет. «Мы считаем, что существующая система государственного исполнения судебных решений по гражданским делам не может быть ни в коем случае заменена на частных приставов, как это имеет место в некоторых странах», — пояснил Александр Коновалов. Однако, по его мнению, «нецелесообразно и контрпродуктивно» замалчивать факт участия коллекторских агентств и иных квазиюридических организаций и образований в процессе исполнения судебных решений.
Министр также уточнил, какие именно функции могут быть переданы частным структурам. Это, во-первых, обеспечение явки в суд и розыски имущества, на которое могут быть обращены взыскания кредиторов; а во-вторых, сбор доказательств, подтверждающих, что это имущество, юридически должникам не принадлежащее, де-факто используется им и приобретено на их средства.
«Эти действия дадут возможность российским судам признавать сделки по передаче имущества аффилированным лицам ничтожными, мнимыми или притворными и затем обращать на них взыскания по судебным решениям», — пояснил министр, уточнив, что собранные частными структурами материалы будут передаваться для использования госприставам.
Обращает на себя внимание что это заявление прозвучало всего через несколько дней после того, как глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков признал, что российские приставы так и не научились взыскивать крупные денежные суммы. И по состоянию на 1 июня остаток исполнительных производств о взыскании денежных средств с физических лиц в пользу кредитных организаций составляет 819 966 дел на сумму 155,7 млрд руб. Почти столько же должны банкам предприниматели и компании: в мае 2009 года на исполнении находилось 19 730 исполнительных производств указанной категории на сумму 118 млрд руб.
Генеральный директор коллекторского агентства «Русдолгнадзор» Сергей Кендзиор в интервью радиостанции Business FM назвал этот шаг естественным: «Судебные приставы просто физически не справляются с объемом работ. Частные структуры, которым государство отдаёт часть своих функций, довольно успешно работают на Западе. Тема весьма актуальна и для Российской Федерации с её объёмом неисполненных судебных решений».