Верховный суд освободил делового партнера Ходорковского
Лента новостей
Президиум ВС снизил Платону Лебедеву срок до отбытого. Его должны были выпустить из колонии немедленно, но не случилось
Верховный суд России в четверг снизил наказание Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, получившим по 10 лет 10 месяцев лишения свободы в рамках двух уголовных «дел ЮКОСа» — налогового и нефтяного. Ходорковскому уменьшен срок до 10 лет и 7 месяцев свободы, а Лебедеву — до 10 лет 6 месяцев и 22 дней, то есть — до фактически отбытого. Последнего должны были освободить из колонии немедленно, но не случилось.
Для бывшего главы ЮКОСа решение суда уже неактуально: Михаил Ходорковский был помилован президентом и вышел на свободу перед Новым годом, отсидев 10 лет и 2 месяца.
Между тем, адвокаты осужденных требовали, чтобы высшая судебная инстанция отменила приговоры Мещанского и Хамовнического судов и прекратила уголовные дела в связи с отсутствием в действиях фигурантов состава преступления. Они просили признать за осужденными право на реабилитацию и освободить Платона Лебедева. Но лишь последняя просьба была удовлетворена.
В заседании президиума Верховного суда Платон Лебедев, отбывающий срок в колонии города Вельска Архангельской области, участвовать не пожелал. Как объяснили BFM.ru его адвокаты, доставка в Архангельск для организации телеконференцсвязи слишком хлопотна. К тому же, накануне к осужденному на свидание приехали дети.
Инициатор проверки приговоров
Напомним, инициатором проверки двух приговоров по так называемым «делам ЮКОСа» выступил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. 25 декабря прошлого года он возобновил производство по «налоговому делу», удовлетворив ходатайство защищавшего Михаила Ходорковского Генриха Падвы. Адвокат просил пересмотреть приговор Мещанского суда столицы от 16 мая 2005 года «в виду новых обстоятельств», которыми стало решение Европейского суда по правам человека от 25 июля прошлого года. Так, ЕСПЧ счел, что при рассмотрении дела Ходорковского и Лебедева Мещанский суд нарушил право подсудимых на справедливое судебное разбирательство, их неправомерно держали в железной клетке, слишком долго рассматривали жалобы Лебедева на продление ареста, лишили права на конфиденциальное общение с адвокатами, а иск налоговых органов на 17, 3 млрд рублей к фигурантам был удовлетворен неправомерно.
26 декабря 2013 года Вячеслав Лебедев отменил решение Верховного суда об отказе рассмотреть еще раз надзорную жалобу защиты Ходорковского и Лебедева на приговор Хамовнического суда от 27 декабря 2010 года по второму уголовному «нефтяному» делу бизнесменов, который закончился для них 14-летним сроком. В частности, глава ВС дал понять, что к осужденным возможно применить нововведения в законодательстве, которые улучшили бы их положение. Например, статью «мошенничество, совершенное в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК). Она появилась в Уголовном кодексе уже после вынесения предпринимателям в 2010 году второго приговора и предусматривает более мягкое наказание (до 5 лет лишения свободы), нежели обычное мошенничество (до 10 лет), по которой они были осуждены.
В 2005 году Мещанский суд Москвы приговорил экс- главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и его делового партнера, руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева к 9 годам лишения свободы за мошенничество, причинение имущественного вреда, а также уклонение от уплаты налогов с организации и физическим лицом (ст. 147 УК РСФСР, ст. 165, 199 и 198 УК РФ). В декабре 2010 года по приговору Хамовнического суда Москвы подсудимые получили по 14 лет лишения свободы за хищения свыше 200 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа на общую сумму в более чем 800 млрд рублей и отмывание преступных доходов (ст. 160 и 174.1 УК).
После обжалования приговоров в вышестоящих судах, которые несколько раз снижали наказания и корректировал судебные акты, общий срок наказания осужденных составил 10 лет и 10 месяцев лишения свободы.
Лебедев, арестованный 2 июля 2003 года, должен был освободиться в начале мая или даже в конце апреля (из-за праздничных дней).
Законность двух приговоров восемь судей президиума в целях экономии времени рассматривали в одном заседании. Оно проходило на минус четвертом этаже, где не брали мобильные телефоны и не работал Интернет, что сильно осложняло работу журналистов.
Прокуратура попросила снизить сроки, но оставить иск на 17 млрд
Первым позицию высказал заместитель генпрокурор России Николай Винниченко. Он отмел все выводы Европейского суда и заявил, что причин для отмены как первого, так и второго приговоров, не имеется. Прокурор заявил, что основания для ареста Платона Лебедева были, а тот факт, что ЕСПЧ признал его содержание в течение нескольких месяцев под стражей незаконным, а рассмотрение жалоб на продление срока ареста слишком длительным, еще ничего не значит. «Нарушение судом принципа безотлагательности не свидетельствуют о незаконности решения», — сформулировал свою мысль прокурор.
Он отметил, что, признав нарушение права на конфиденциальное общение с адвокатом, Европейский суд, тем не менее, не сделал вывод о том, что имело место нарушение права на защиту. Последнее могло бы стать причиной безотлагательной отмены приговора, заметил прокурор.
При этом заявил, что все же считает возможным смягчить осужденным наказание по первому делу. Он предложил скорректировать приговор Мещанского суда по эпизоду, связанному с хищением в 1995 году акций Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам (НИУИФ). Прокурор предложил квалифицировать действия подсудимых по новой статье — 159.4 УК( «мошенничество, совершенное в сфере предпринимательской деятельности») и уменьшить им срок. При этом он заявил, что и Ходорковский, и Лебедев должны быть освобождены от наказания в этой части за истечением срока давности.
Винниченко заявил, что удовлетворение Мещанским судом иска ФНС на 17 млрд рублей правомерно. По его словам, согласно Гражданскому кодексу РФ, если несостоятельность юридического лица вызвана его собственником, то в этом случае на физическое лицо — руководителя компании — может быть возложена ответственность. «Таким образом, взыскание с осужденных свыше 17 млрд рублей за их преступную деятельность является законным», — подытожил Винниченко.
В приговор Хамовнического суда он вообще просил не вносить никаких изменений. «Дело рассмотрено всесторонне и объективно, решение судом мотивированно», — сказал прокурор.
Защита о попытках взыскать деньги в третий раз
После чего настала очередь защиты. Адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва был в корне не согласен с мнением прокурора, особенно, что касалось выплаты 17 млрд рублей.
Защитник отметил, что взысканная сумма, в первую очередь, влияет на судьбу Платона Лебедева: уже дважды ставился вопрос об условно-досрочном освобождении экс-главы «Менатепа», но в обоих случаях суды отказывались его выпускать, ссылаясь на то, что гражданский иск им не погашен. «Иск на17 млрд громадный. Он н не мог быть быстро погашен, даже если бы он был обоснованно взыскан», — сказал Падва.
Адвокат напомнил, что Мещанский суд обязал осужденных выплатить якобы недоплаченные ЮКОСом налоги. «Налоги были внесены, но не деньгами, а векселями. Это нарушение порядка уплаты налогов, но они же были уплачены! Таким образом казна получила свои налоги. Эти векселя были использованы и принесли большую прибыль», — не мог сдержать эмоций защитник.
Он добавил, что налоговые недоимки также были взысканы с ЮКОСа арбитражным судом, а теперь «их пытаются взыскать с Ходорковского и Лебедева в третий раз».
«Физическое лицо не может нести отвесность за налоги, неуплаченные организацией. Это прямо противоречит и нашему закону и постановлению Страсбургского суда по правам человека», — резюмировал защитник.
О политической составляющей
Другие адвокаты Ходорковского и Лебедева много говорили о политическим характере уголовного преследования бывших совладельцев ЮКОСа.
«Это дело имеет гигантские масштабы. Его объем насчитывает тысячу томов. В дело вовлечены десятки судов и судей, сотни следователей, оперативников и прокуроров. Все это недешево обходится налогоплательщикам. Поломаны судьбы людей, что также относится и к нашим подзащитным», — сказал защищавший Ходорковского во время второго процесса Вадим Клювгант.
Он утверждал, что «никто и никогда не доказал наличие в каких-либо действиях подсудимых какого-либо состава преступления, а их преследование носит характер расправы».
Юрист назвал уголовные дела Ходорковского и Лебедева «симбиозом фальсификации фактов». Вспомнив, что Владимир Путин 20 декабря прошлого года помиловал его подзащитного, он отметил, что тем самым президент «сделал шаг гуманности». «В вашей власти теперь сделать шаг к законности и справедливости и положить конец этому позорному делу», —обратился он к судьям.
Адвокаты Лебедева Владимир Краснова и Алексей Мирошниченко пытались убедить президиум ВС, что никакого хищения почти 230 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа просто не было.
Мирошниченко акцентировал внимание служителей Фемиды на том, что «Роснефть», которой после банкротства ЮКОСа отошли активы нефтяной компании, никак не отразила это в свой отчетности.
«Роснефть» во главе с Игорем Сеченым и аудиторами из «Прайсуотерхаускуперс» откровенно плюет на приговор Виктора Данилкина и так называемое хищение нефти», —отметил Мирошниченко.
«Приговор Хамовнического суда невозможно поправить и изменить. Порок нужно вырывать с корнем, а ересь выкорчевывать. Я призываю вас похоронить это мертворожденное дело», — попросил он судей.
Что решили судьи
Для того чтобы принять решение, им потребовался час. Была оглашена лишь резолютивная часть постановления. Корректировке подвергся как первый, так и второй приговоры. По приговору Мещанского суда судьи снизили обоим осужденным наказания до 7 лет, а по приговору Хамовнического суда — до 10,5 лет лишения свободы.
По совокупности же обоих приговоров окончательное наказание было определено для Ходорковского в виде 10 лет и 7 месяцев лишения свободы, а для Платона Лебедева — до 10 лет 6 месяцев и 22 дней. Именно столько Лебедев отсидел, поэтому на свободу он должен выйти уже сегодня. Решение суда будет переправлено в Федеральную службу исполнения наказаний, откуда – в колонию. Вечером стало известно, что документы из Верховного суда в колонии города Вельска Архангельской области до конца рабочего дня так и не поступили и предприниматель выйдет на волю не раньше пятницы. На зоне Лебедев трудился в цеху по лесопереработке.
Что же касается Михаила Ходорковского, то решение в отношении него судьи постановили не исполнять, так как экс-глава ЮКОСа уже находится свободе.
Судьба 17-миллиардного иска никак не была отражена судьями в обнародованной части постановления. А это значит, что гражданский иск остался в силе.
Также ВС признал за Ходорковским о Лебедевым право на реабилитацию по некоторым эпизодам, которые ранее прекращали вышестоящие суды.
Еще были отменены несколько решений о продлении срока ареста Платону Лебедеву в 2004-2005 годах и последующие судебные акты, признавшие их законными.
По всей видимости, это последнее на ближайшее время решение суда российской Фемиды по делам ЮКОСа. Фактически в них поставлена точка, ведь оба фигуранта дела на свободе. К пересмотру второго дела Верховный суд может вернуться еще раз после того, как Европейский суд вынесет решение по жалобе осужденных на приговор Хамовнического суда. Она уже коммуницирована, суд получил позиции сторон и давно удалился для принятия решения. Когда оно будет опубликовано—неизвестно.
Радость, смешанная с разочарованием
Защитники осужденных были рады освобождению Платона Лебедева, но все же остались не удовлетворены исходом дела. «К сожалению, движения в сторону законности не случилось. Это очень горько, не понимаю, почему было вынесено такое решение высшей судебной инстанцией страны, и особенно в части гражданского иска. Здесь все очевидно и исключено двойное токование. Россия обязана была исполнить решение ЕСПЧ, а получается, что она его просто проигнорировала», — сказал по окончании слушания Вадим Клювгант.
В свою очередь Алексей Мирошниченко признался, что «разочарован решением Верховного суда». «Незаконный приговор не отменен, а лишь изменено наказание, которого вообще не должно было быть», — заявил защитник. Ему неизвестно о дальнейших Планах Платона Лебедева после освобождения — останется ли он в России или уедет заграницу.
«Личные планы мы с ним не обсуждаем», — сказал адвокат BFM.ru.
Ходорковский пока не вернется
В свою очередь пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен заявила порталу, что экс-глава ЮКОСа не вернется на родину, «пока не будут сняты абсурдные претензии на 17 млрд рублей».
«Он не может позволить рисковать свое свободой и возвращаться домой, потому, что у него есть обязанности перед семьей, больной мамой и в конце концов у него есть стратегические планы. Все прекрасно понимают, что когда Михаил Борисович приедет, то его в любой момент могут арестовать вновь по налоговым претензиям», — сказала Писпанен.