Итоги Рождества: немного оптимизма
Лента новостей
По традиции, в начале января британские ритейлеры объявляют об итогах рождественских продаж. Пресса и экономисты ждут их: то, насколько больше или меньше раскуплено, считается одним из важных показателей здоровья страны
На этой неделе крупнейшая сеть универмагов John Lewis Partnership объявила, что рождественские продажи выросли на 6,9% по сравнению с предыдущим годом, причем продажи через вебсайт «Джона Люиса» подскочили на 23%. Подсчитывается объем продаж в пиковый пятинедельный период перед 25 декабря.
Сильный рост рождественских продаж декларировал другой крупный ритейлер — House of Fraser. А популярный ритейлер модной продукции Next объявил, что продажи настолько превзошли расчетные, что образовавшийся избыток прибыли невозможно реинвестировать, а поэтому акционерам будут выплачены дивиденды на общую сумму 75 млн фунтов.
Еще не объявил результаты продаж другой крупный универмаг Marks & Spencer. А Debenhams сообщил о неудачных продажах — 85 млн. против 115 млн.фунтов в прошлом году. Так что картина не такая уж единообразно оптимистичная.
Однако оптимизм поддерживают другие показатели экономики. Быстро сокращается безработица. Сейчас она на уровне 7,4%. А это близко к уровню в семь процентов, который управляющий Банка Англии Марк Карни назвал целевым для изменения политики низких учетных ставок.
Другой важный показатель — цены на недвижимость. Nationwide Building Society, кредитующее ипотеку, сообщило, что в 2013 году цены на частные дома выросли на 8,4%, причем в последнем квартале года на 14,9%. Хотя в целом цены на дома остаются на 5% ниже, чем в предкризисном 2007 году, динамика расценивается как уверенное свидетельство экономического роста.
Про John Lewis нужно вот еще что сказать. Это не просто одна из крупнейших сетей непродовольственных универмагов в Великобритании. Вместе с принадлежащим ему продовольственным супермаркетом Waitrose, John Lewis Parthership — это крупнейший в стране ритейлер, находящийся в собственности его работников.
Бренды John Lewis и Waitrose синонимичны понятию «английское качество», пользуются огромным престижем и считаются магазинами для среднего и высшего класса. Это — один из старейших универмагов Англии. «Джон Люис» открыл первый магазин еще в 1864 году. У нескольких магазинов «Джона Люиса» королевская грамота поставщика двора. Форму некоторых престижных школ Англии можно было купить только от John Lewis.
В 2012 году «Джон Люис» был официальным поставщиком Олимпийских игр в Лондоне. Еще одна нашумевшая история. В 2008 году выяснились скандальные злоупотребления среди парламентариев. Некоторые декларировали свои частные расходы как профессиональные и получали компенсацию из казны. Как оказалось, цены John Lewis служили официальным нормативным стандартом для компенсации. Универмагу это, впрочем, не повредило.
Можно подумать, что John Lewis, как заведение старинное, так же и дела ведет. Как выяснилось, в Рождество, совсем наоборот. Универмаг опередил своих конкурентов во многом благодаря успешному внедрению новой, понравившейся клиентам формы продаж через интернет — click-and-collect. Понравившаяся вещь выбирается и заказывается через вебсайт, но получает ее покупатель уже в магазине, а не ждет, пока придет по почте. Во всяком случае, продажи через click-and-collect выросли на почти на две трети и составили около 60% всех продаж через Интернет.