Можно ли российскую экономику считать офшорной
Лента новостей
Три крупнейших компании объявили о возврате активов на родину. Почему российские компании используют офшоры, и что их ждет в России, выяснила Business FM
Три российские компании возвращают свои активы из офшоров на родину. Полностью отечественными намерены стать КамАЗ, РусАл и «Русгидро».
Ранее курс на деофшоризацию российской экономики объявил Владимир Путин, заявив, что российские предприятия с иностранной пропиской лишатся преференций и госзаказов. Эксперты справедливо замечают, что большинство российских предприятий и так зарегистрированы здесь, и налоги они тоже платят в России, а упомянутые холдинги — скорее исключение.
Источники в бизнес-сообществе рассказали Business FM, кому адресовалось требование выйти из офшоров, и что теперь делать — осталось не очень понятным.
За рубежом зарегистрированы лишь материнские холдинги. Они владеют только пакетами акций и получают дивиденды. Примеров много. «Северсталь» расположена в Череповце, но основной акционер Алексей Мордашов контролирует металлургический гигант через кипрский офшор. «Мечел» Игоря Зюзина — московская компания, но ее акции принадлежат нескольким зарубежным организациям. «Ренова» — тоже прописана в России, но владеет ей Виктор Вексельберг через багамский холдинг. Причем, сейчас офшорные зоны становятся еще прозрачнее, а государства заключают соглашения о раскрытии информации о финансовых потоках и конечных владельцах.
Неудивительно, что пока всего три производственных компании заявили о смене регистрации на российскую. Они — скорее исключение, чем правило.
Крупнейший алюминиевый холдинг РусАл Олега Дерипаски — зарубежная компания. Она зарегистрирована на острове Джерси, соответственно, там же обязана и платить налоги. А в «Русгидро» Business FM заявили, что в госхолдинге еще несколько лет назад поняли, что офшорная регистрация подразделений наносит ущерб российской экономике. Сейчас в офшоре только Богучанское энергометаллургическое объединение, но еще летом началась перерегистрация.
Отечественные компании используют офшоры по двум причинам. Во-первых, в России нет холдингового законодательства, а за рубежом — более совершенная судебная система. Второе, конечно, налоговые льготы. Подчеркнем: не на прибыль или, например, на добычу полезных ископаемых — эти налоги остаются в России, а только на дивиденды.
Но есть и другой аспект. В этом году «Роснефть» купила ТНК-ВР. Эта компания тоже была российской. Однако материнский холдинг был зарегистрирован на Виргинских островах. ТНК-ВР платила налоги в России, но после этого почти всю прибыль в виде дивидендов направляла в офшорный холдинг. Соответственно, он получил и деньги от продажи.
В итоге, около 28 миллиардов долларов ушли из страны. Это то, что власти считают оттоком капитала. Бывшие российские владельцы ТНК-ВР — Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг пообещали потратить вырученные средства в России. На словах. Хотя «Альфа-групп» Михаила Фридмана попыталась купить российское подразделение Tele-2, но актив ушел государственному ВТБ. Зато «Альфа» купила сеть американских прачечных.
Возможно, сейчас сигнал от властей шел именно такой, чтобы все производственные компании, их центры прибыли были зарегистрированы в России. А, возможно, чтобы и выручка от продажи бизнеса тоже не утекала безвозвратно. Вот тогда все становится на свои места.