16 декабря 2013, 17:52 НедвижимостьПерсоны
Спецпроект: Итоги года недвижимость 2013
Алена Дерябина: «60 га в центре столицы — это огромный потенциал для развития города»
Лента новостей
Об основных тенденциях на рынке недвижимости в 2013 году рассказала генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест» Алена Дерябина
Какие основные тенденции на рынке новостроек Москвы можно было бы отметить по итогам этого года?
Алена Дерябина: В целом 2013 год был для рынка достаточно стабильным — особенно на фоне усилившейся волатильности на валютных рынках, которая дополнительно стимулировала к приобретению недвижимости как к наиболее надежному и простому способу сохранения средств. Мы наблюдали устойчивый покупательский спрос, хорошую динамику продаж, активное строительство текущих объектов и выход на рынок значительного числа новых проектов — то есть, год показал очень спокойное, поступательное развитие рынка, без каких-либо резких перекосов и неожиданных ценовых скачков. Это хорошая ситуация, выгодная как для девелоперов, имеющих возможность спокойно планировать свою деятельность и реализовывать проекты, так и для конечных потребителей, которые могут не беспокоиться за свои вложения.
Одной из очевидных тенденций 2013 года, на мой взгляд, стало начало реальной работы по реорганизации московских промзон — о ее необходимости говорили уже давно, но именно в этом году были озвучены конкретные перспективы этого направления, и мы увидели старт целого ряда проектов на бывших промышленных территориях. Более того, в связи с необходимостью комплексного освоения таких площадок изменился подход девелоперов к качественному насыщению проектов: началось активное обсуждение и внедрение в проекты принципов современной урбанистики, нацеленной на создание максимально комфортной для человека среды обитания. В связи с этим пристально изучается зарубежный опыт, успешные примеры реализации подобных проектов, проводятся международные архитектурные конкурсы, к разработке проектов привлекаются ведущие мировые эксперты — то есть, российский девелопмент, действительно, выходит на концептуально новый качественный уровень.
Какие моменты стали самыми яркими в жизни компании в этом году? Чего удалось добиться?
Алена Дерябина: Думаю, самые яркие моменты в жизни девелоперской компании — это вывод на рынок новых проектов, и в этом смысле 2013 год был для нас просто ослепительно ярким, ведь мы представили целых четыре проекта. Причем, они очень разные — даже те, что относятся к одному сегменту. Например, в бизнес-классе мы презентовали жилой комплекс «Соколиный форт» и новый квартал на берегу Москвы-реки «Сердце столицы». Первый — это очень красивый домик рядом с лесопарком «Лосиный остров», я бы сказала, классика бизнес-класса. А второй — абсолютно новаторский для нас проект, за счет своих масштабов позволяющий реализовать множество идей и сформировать насыщенную среду обитания с самыми разными инфраструктурными объектами и общественными пространствами.
Что касается сегмента de luxe, здесь мы открыли продажи в великолепном доме «Grand DeLuxe на Плющихе» в популярном сегодня районе Хамовники, а также в уникальном проекте «Кленовый DOM» всего на 20 квартир, расположенном на первой линии Пречистенской набережной. Кстати, строительство этих двух объектов практически завершено, и в наступающем году покупатели уже получат ключи от своих квартир.
Но, пожалуй, самым важным для нас событием в 2013 году стало начало разработки концепции развития территории завода «Серп и молот» в районе Лефортово. Проект знаковый не только для компании, но и в целом для Москвы: 60 гектаров практически в центре столицы, в пяти километрах от Кремля — это огромный потенциал для развития города. Сейчас мы в сотрудничестве с Институтом Генплана Москвы и при поддержке Москомархитектуры проводим международный конкурс на концепцию развития этой территории и уверены, что в результате нам удастся создать действительно уникальный проект.
Поговорим о финансовых итогах года. Уже можете озвучить какие-то результаты продаж?
Алена Дерябина: Мы как раз подвели предварительные итоги продаж за 2013 год и зафиксировали планомерный рост, как объемов реализованных площадей, так и финансовых показателей. Рост поступлений от продаж жилья в январе-ноябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. составил 76%. Доля выручки от продаж в объектах класса de luxe составила 29%, доля класса premium — 42%, доля бизнес-класса — 29%. При этом с открытием продаж в новом квартале «Сердце столицы» доля бизнес-класса в нашем портфеле возрастает, и в следующем году мы рассчитываем на существенное увеличение не только выручки, но и объемов реализованных площадей.
Вообще, если говорить о продажах, то одна из наших самых больших радостей — это ежегодный рост числа постоянных покупателей, то есть, клиентов, приобретающих в объектах компании уже не первую квартиру. Например, человек решает купить квартиру более высокого класса для себя или жилье для подрастающих детей, либо хочет инвестировать в недвижимость в целях дальнейшего рентного бизнеса, и он не идет к кому-то другому, а возвращается к нам. Для этих клиентов мы в прошлом году разработали специальную программу с особыми условиями приобретения недвижимости, и в 2013 году число сделок по этой программе составило 38% от общего объема продаж. Это говорит о высокой лояльности к компании и удовлетворенности от предыдущих покупок.
Как в этом году успехи компании оценены экспертным сообществом?
Алена Дерябина: Наши объекты регулярно получают высокие оценки профессионального сообщества и становятся лауреатами и победителями таких уважаемых премий как Urban Awards, PRO Realty, FIABCI Russia и многих других. Это, безусловно, приятно, ведь в состав жюри этих премий входят самые компетентные эксперты рынка, которые глубоко и придирчиво анализируют каждого номинанта.
По итогам 2013 года хочется особо отметить тот факт, что наш жилой комплекс «Дом на Мосфильмовской» получил признание и на международной арене, заняв пятое место в десятке лучших проектов высотных зданий в мире по мнению жюри международной премии Emporis Skyscraper Award-2013. Нашему объекту в этом рейтинге составили компанию выдающиеся небоскребы из Канады, Арабских Эмиратов, Катара, Китая, Турции, Италии и Испании — и это, действительно, повод для гордости.
Читайте также: «Донстрой» увеличил долю проектов deluxe в 10 раз
В этом году «Донстрой» запустил несколько новых проектов по редевеломенту промзон. Каковы их основные отличия от прежних проектов компании?
Алена Дерябина: Безусловно, редевелопмент промышленных территорий кардинальным образом отличается от работы над типичным девелоперским проектом — и не только своей сложностью и трудоемкостью. В работе над такими проектами главное, над чем должен думать девелопер, — как не превратить один вид резервации, промышленный, в другой — например, в очередной спальный район, куда люди приезжают фактически только переночевать. На таких территориях необходимо развивать многофункциональные, полицентричные пространства, которые стали бы естественной составной частью городской ткани. Для этого нужно наполнить проект достаточным объемом разнообразных общественных пространств, инфраструктурных и социальных объектов, соблюсти баланс мест проживания и мест приложения труда, создать обширные природные зоны, места для отдыха, спорта, творчества и развлечений и многое другое. Именно эти принципы мы реализуем сейчас в квартале «Сердце столицы», и их же закладываем в базу будущего проекта на территории завода «Серп и молот».
ПРОЕКТЫ КОМПАНИИ
Иллюстрации предоставлены компанией «Дон-Строй»