Государство поддержит металлургов
Лента новостей
Металлургам пообещали госгарантии по кредитам, обнуление экспортных пошлин на никель и медь. Ситуация в отрасли сложная, но дело не только в этом. Компании закредитованы, во время кризиса многие агрессивно наращивали займы и покупали активы
Правительство разработало меры для вывода металлургической отрасли из кризиса, пишут «Ведомости». Отрасль сейчас в тяжелом положении. С одной стороны — падение цен на металлы, с другой — высокая закредитованность метхолдингов.
Не напрасно металлурги недавно ходили на совещание к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Компаниям пообещали госгарантии по кредитам, обнуление экспортных пошлин на никель и медь. И это при том, что правительство совсем недавно решило отменить налоговые льготы для бизнеса. Но металлургам, наоборот, облегчают фискальную нагрузку.
Между тем металлурги оказались в тяжелой ситуации не только и не столько потому, что мировые цены на металлы падают. У крупных холдингов, хоть и не у всех, крупные кредиты. «Мечел» Игоря Зюзина должен банкам почти 10 млрд долларов. Долг «Русала» Олега Дерипаски — больше 10 млрд. При этом брали деньги у российских банков, по высоким ставкам. Иностранным металлургам сейчас легче.
Правительство можно понять: не поможешь металлургам — они начнут массово закрывать убыточные предприятия. А расположены заводы, как правило, в небольших городах, и занято на них большинство местного населения. Сокращение людей чревато социальным взрывом. Но есть и другой аспект. Металлурги во время кризиса агрессивно занимали деньги и покупали на них активы. В том числе иностранные, в том числе непрофильные. Они сейчас не стоят тех денег, что за них выложили. На вопросы, кто виноват и что делать, отвечает начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко:
Впрочем, правительство понимает, что часть заводов вскоре придется законсервировать. И делать это собираются тоже за счет бюджета. Но что будет дальше? Кредиты рано или поздно все равно придется отдавать. Остается призрачная надежда, что цены на металлы подскочат. И уверенность, что государство снова поможет. Причем даже не отрасли. У метпредприятий хоть и низкая, но рентабельность. Получается, что помогают конкретным бизнесменам, которые время от времени жалуются на тяжелые условия, вместо того чтобы — как вариант — продать активы и расплатиться с долгами.