Падения цен на зерно рынок не заметил
Лента новостей
Зерно нового урожая привело к снижению цен на него в России, но, как считают эксперты рынка и производители, на стоимости муки и хлеба это никак не отразится
По данным компании «ПроЗерно», появление на рынке России зерна нового урожая привело к снижению цен на него. Как считает генеральный директор «ПроЗерна» Владимир Петриченко, новый урожай начал оказывать влияние на конъюнктуру зернового рынка уже в конце июня, когда южные регионы начали уборку, и снижение цен будет все значительнее по мере того, как жатва будет распространяться по территории России.
С 19 по 26 июня продовольственная пшеница 3 класса на европейской территории страны подешевела с 5620 до 5550 рублей за тонну. Более заметное снижение цены — на 110 рублей до 4755 рублей за тонну — в этот период было на продовольственную пшеницу 4 класса, которая является основным экспортным товаром.
Эксперт отмечает, что в большей степени изменение цен коснулось Северного Кавказа. Покупательная способность в этом регионе на фуражный ячмень составляет 2800–3200 рублей за тонну, на продовольственную пшеницу 4 класса — 4400–4900 рублей. Причем верхняя планка цены продовольственной пшеницы — просто дань предельной цене закупок в интервенционный фонд. «Коммерческим образом закупать пшеницу 4 класса по 4900 рублей за тонну слишком рискованно».
Как считает Владимир Петриченко, минимальные цены спроса на зерно могут снизиться и из-за неблагоприятной ситуации на мировом рынке. «С мировых зерновых площадок поступил целый набор негативных новостей. Первая — «уход» цен на американскую пшеницу ниже 200 долларов за тонну на Чикагской бирже, вторая — падение ниже 100 фунтов стерлингов за тонну фуражной пшеницы на Лондонской бирже». Не могли не сказаться на цене действия крупнейшего покупателя российской пшеницы — Египта, который приобрел французскую пшеницу по 191,44 долларов за тонну, перед этим отвергнув российские тендерные предложения — 175–190 долларов за тонну. «Таким образом, в ближайшей перспективе нельзя исключить снижения цены на продовольственную пшеницу до 150–160 долларов за тонну, даже несмотря на возможное изменение курса доллара к рублю».
Как считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов, динамика внутренних цен, а именно, в последнюю неделю июня и в начале июля, не показательна. «Озвучиваемые покупателями и продавцами цены в основном носят сугубо декларативный характер, отражая лишь желание одних дешевле закупить, а других — подороже реализовать плоды своего труда. Тем не менее, уже сейчас можно констатировать снижение цен спроса на зерно, в первую очередь на фураж на юге и в центре страны».
По данным ИКАР, цена спроса на пшеницу 4 класса в Краснодарском крае по состоянию на 6 июля составляет 4200–4400 рублей за тонну на условиях франко-склад покупателя (то есть когда покупатель оплачивает доставку и прочие издержки). Фуражное зерно оценивается ниже отметки 2800 рублей за тонну. Фактически за месяц цена снизилась в среднем на 1000 рублей. А ценовые ожидания покупателей в центральных регионах страны еще ниже.
«Этому способствует ряд факторов. С одной стороны, поступление на рынок зерна нового урожая, с другой, относительно высокие переходящие запасы на свободном рынке (не считая зерна, закупленного в интервенционный фонд) на фоне резкого снижения экспортного спроса», — комментирует Суханов.
С июня цена предложения пшеницы 4 класса на условиях FOB-Новороссийск упала более чем на 30 долларов за тонну и составляет сейчас примерно 165–170 долларов за тонну. Опрос, проведенный ИКАР, показал, что спроса на российскую пшеницу даже по таким заниженным ценам практически нет.
Как рассказал BFM.ru Олег Суханов, одна из главных особенностей старта сезона — рекордно высокие урожаи в основных странах-импортерах российской пшеницы. По оценке ИКАР, прогнозируемое сокращение импорта мягкой пшеницы в сезоне 2009-2010 десятью основными странами-получателями составит почти 28% (29,1 млн против 40,2 млн тонн, импортированных в сезоне 2008-2009). Плюс к этому, Россия входит в новый сезон с неурегулированными отношениями с основным импортером нашей пшеницы — с Египтом.
«Следовательно, в первые месяцы нового сезона при формировании цен на зерно на первое место могут выйти сугубо внутренние российские факторы. Такие как урожай зерна в некоторых регионах, которые из нетто-поставщиков могут превратиться в нетто-получателей. В этих регионах уже ожидают повышение внутренних цен на 15–20% в ближайшие месяцы».
Кроме того, как отмечает эксперт, скорое начало проведения государственных закупочных интервенций, а по заявлениям правительства в текущем сезоне они начнутся раньше обычного — 1 августа, уже приводит к «сворачиванию» объемов предложения зерна к продаже на свободном рынке.
В том, что стоимость зерна в последнюю неделю июня практически никак не скажется на ценах конечных продуктов, например, муки и хлеба, с экспертом соглашается генеральный директор компании «Росмука» Аркадий Гуревич. «Нового урожая фактически еще нет — идут только первые покосы. Кроме того, скошенное зерно и зерно на мельнице очень разнятся. Зерно нового урожая на мельницах появится в лучшем случае через месяц -полтора, потому что в помол оно еще не годится — ему нужно отлежаться около двух недель».
Как рассказал BFM.ru Аркадий Гуревич, сейчас на мельницах используется зерно старого урожая. Между тем, пшеница прошлого сезона не только не дешевеет, а дорожает, потому что сырья на рынке недостаточно. «У государства много зерна старого урожая, в интервенционный фонд закупили примерно 10 млн тонн, а на рынке свободных ресурсов, по крайней мере в центральной части России, просто нет».
Аркадий Гуревич считает также, что о цене на пшеницу в 5,5 тысяч рублей можно говорить только, если она находится на крестьянском току. «После того, как РЖД передали все вагоны-зерновозы «Русагротрансу», стоимость доставки зерна от производителя до мельницы сразу же выросла примерно на 20%. Все вагоны теперь почему-то сверхплановые. Эта ситуация привела к тому, что каждая тонна зерна, доставленная на мельницу, подорожала на 300–400 рублей».
Если добавить к этому НДС и стоимость логистического плеча, получается, что цена зерна, находящегося на м мельнице, превышает 7 тысяч рублей. «Себестоимость муки на 85% состоит из стоимости зерна, а 15% приходятся на издержки производства. Помол с учетом издержек мельницы прибавляет к 7 тысячам рублей еще 1100–1200 рублей на тонну. Но нужно учитывать, что из одной тонны зерна получается всего 730 кг муки. То есть себестоимость муки «вымалывается» в сумму около 11200 рублей. Поэтому ни о каком удешевлении стоимости муки речь сейчас не идет».
Аркадий Гуревич считает, что при сохранении текущей ситуации скоро все крупные мукомольные предприятия станут банкротами, а мука будет вырабатываться из полуфуражного зерна на несертифицированных и никем не контролируемых мельницах, которые сейчас возникают как грибы после дождя по всей территории России.