Евгения Васильева останется дома до Дня защитника Отечества
Лента новостей
Мосгорсуд сегодня продлил Васильевой срок домашнего ареста до 23 февраля 2014 года. Следствие утверждало, что обвиняемая оказывала давление на других фигуранток и свидетелей
Мосгорсуд сегодня продлил на срок свыше года домашний арест главной фигурантке скандального уголовного «дела Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Она останется в своей квартире в Молочном переулке до Дня защитника Отечества. Сегодня же стало известно о том, что обвиняемая вслед за Анатолием Сердюковым устроилась на новую работу. Теперь она юрист в адвокатском бюро «Гриднев и партнеры», сотрудники которого участвовали в целом ряде громких уголовных дел.
О том, что бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева сменила место работы, стало известно в самом начале заседания, которое продлилось до глубокого вечера. На нем рассматривалось ходатайство главного военного следственного управления Следственного комитета России о продлении обвиняемой срока домашнего ареста, под которым она находится с 23 ноября 2012 года. Отметим, что ранее обвиняемая числилась заместителем гендиректора одной из известных строительных компаний.
Устанавливая личность фигурантки, судья Людмила Смолкина поинтересовалась, работает ли она. «Юрист. В адвокатском бюро «Гриднев и партнеры», — с готовностью ответила 33-летняя Евгения Васильева.
Новое место работы Васильевой
Позже оказалось, что на новом месте она числится с 1 ноября, но приступить к исполнению обязанностей так и не успела. Бюро возглавляют двое из ее многочисленных адвокатов: Тимофей Гриднев и Дмитрий Харитонов. Они хорошо известны по участию во многих громких уголовных делах. Так, Тимофей Гриднев долгое время защищал делового партнера Михаила Ходорковского, экс-руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева. А его коллега Дмитрий Харитонов является адвокатом бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина. Он же защищал экс-министра по атомной энергетики Евгения Адамова, а также скончавшегося в СИЗО юриста британского инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Теперь Харитонов представляет интересы вдовы погибшего. Кстати, сегодня он лично присутствовал на заседании, но только в качестве зрителя. Вообще же в суд пришли пятеро защитников обвиняемой во главе с Генрихом Падвой. Однако трое их них не участвовали в процессе.
Адвокаты Евгении Васильевой Хасан-Али Бороков и Рустам Курмаев сразу же ринулись «в бой». Они заявили отвод судье Людмиле Смолкиной. Свою просьбу защитники мотивировали тем, что еще несколько дней назад — 12 ноября — в некоторых СМИ со ссылкой на пресс-службу Мосгорсуда появилась информация о том, что домашний арест их клиентке уже продлен.
Кроме того, Мосгорсуд ранее не раз признавал законным продление меры пресечения обвиняемой. «Это свидетельствует о том, что внутри Мосгорсуда есть уже заранее сформированное мнение по вопросу о продлении Васильевой меры пресечения», — заявил Хасан-Али Бороков.
Удалившись в совещательную комнату на 40 минут, судья отказалась взять самоотвод, не усмотрев своей заинтересованности в судьбе обвиняемой.
Тогда защитники попытались вывести из дела следователя Игоря Павловского. И это им почти удалось. Как оказалось, руководитель следственной группы выписал своему подчиненному доверенность на участие в судебном заседании в рамках основного уголовного дела, из которого позже выделили дело Васильевой, инкриминировав ей 12 преступных эпизодов.
«Доверенность, на основании которой Павловский участвует в судебном заседании, неполномочна. Кроме того, он является следователем по другому, а не по этому делу», — отметил Бороков.
В итоге судья отказала в допуске Павловского к слушанию. Впрочем, после перерыва он все же вступил в процесс на основании письменного поручения заместителя руководителя Главного военного следственного управления СКР генерал-лейтенанта юстиции Сергея Бедина.
Обвинив судью в «подыгрывании» обвинению, адвокаты вновь потребовали ее отвода. Но их ходатайство снова отклонили.
После чего следователь, наконец, озвучил причины, по которым ГВСУ настаивает на продлении Васильевой срока домашнего ареста.
Игорь Павловский заявил, что в отличие от других фигурантов, Евгения Васильева даже не начинала знакомиться с 353 томами уголовного дела, несмотря на то, что ей объявили об окончании расследования еще 16 октября.
Давление на свидетелей
Обстоятельства же, которые учитывались при избрании Васильевой меры пресечения, «не изменились и не отпали». Следователь заявил, что оказавшись на свободе, Васильева может скрыться, а также оказать давление на свидетелей. Тем более, что прецеденты тому уже имеются.
«В ходе следствия установлено, что она предпринимала активные действия, с целью воспрепятствовать установлению истины по делу», — сказал Павловский.
Он утверждал, что главная фигурантка дела Оборонсервиса», в частности, пыталась воздействовать на другую обвиняемую — бывшего гендиректора ООО «Мира» Динару Билялову. Об этом следователям рассказал свидетельница Наталья Иванова, персональные данные которой были засекречены. «Иванова показала, что Билялова была насильно вывезена с территории Московского региона, ее склоняли к даче показаний, не соответствующих действительности», — сказал Павловский.
Из имеющийся в материалах дела справки из департамента военной контрразведки (ее зачитала судья) следовало, что по «указанию Сердюкова и Васильевой 6 ноября 2012 года был осуществлён вывоз из Москвы» не только Динары Биляловой, но и других фигуранток: Ирины Егоровой, и Ларисы Егориной, а также свидетельницы Анны Казиной. «Васильева в ультимативной форме заявила, что им нужно было выехать за пределы Москвы», — говорилось в справке. В ней также указывалось, что в этот день у женщин отобрали мобильные телефоны и банковские карты.
«У следствия есть основания полагать, что находясь на свободе, Васильева может продолжить предпринять попытки уничтожить или сокрыть доказательства, продолжить заниматься преступной деятельностью или давить на свидетелей», — резюмировал следователь.
Безупречные характеристики и орден
В ответ защитники назвали его доводы надуманными и бездоказательными.
Они просили ходатайство следствия отклонить. «Васильева не имеет судимости, безупречно характеризуется, награждена высшей госнагорадой — орденом почета. Основания для продления ей меры пресечения не имеются», — настаивал Хасан-Али Бороков. Он обратился к судье с просьбой, что, в случае, если она все же решит продлить его подзащитной срок домашнего ареста, разрешить Васильевой общаться с матерью. Последнюю, по словам Борокова, хоть и допросили как свидетеля по делу, однако «ничего такого она не сказала».
Помимо этого защитник попросил позволить Васильевой посещать офис адвокатского бюро ежедневно в течение четырех часов в свободное от трехчасовых прогулок и от ознакомления с материалами дела время.
Надо сказать, что Евгения Васильева сегодня охотно общалась с журналистами, а также выступила в суде с целой речью, чего до сих пор за ней не наблюдалось. Она рассказала, почему не торопится знакомиться с материалами уголовного дела и обвинила СКР в нарушении ее прав.
Васильева о «груде макулатуры»
«Следствие уже год держит меня под домашним арестом и почему-то считает, что может продлевать его до бесконечности», — начала она свое выступление. Васильева уверяла, что не отказывается знакомиться с материалами дела, и только хочет, чтобы процедура шла «в соответствии с законом». Ведь в соответствии с нормами УПК, по завершению следствия, ей обязаны были не только выдать тома уголовного дела для ознакомления, но и «предъявить» их все полностью. А этого как раз не было сделано.
Васильева поведала, как следователь водил ее с адвокатами «по многочисленным кабинетам». В двух из них были тома уголовного дела, в третьем же кабинете «лежала груда макулатуры». «Мне сказали, что это материалы моего уголовного дела, а дальше мне отказались их предъявлять», — сказала Васильева.
Она заверила, что если следствие все же покажет ей все материалы дела, то она ознакомится с ними «более или менее быстро».
Васильева подчеркнула, что, по закону, материалы дела для ознакомления ей должны были предъявить за месяц до истечения годичного предельно допустимого срока содержания под стражей.. «А если мне их не предъявили, то 23 ноября я должна быть освобождена», — объяснила она поспешность следствия.
Васильева также отвергла обвинения следствия о том, что она якобы вместе с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым давила на свидетелей. «Следствие обязано было возбудить по данному факту уголовное дело. Ввиду того, что дело по данному факту не возбуждено, прошу суд не учитывать этот довод», — сказала она.
Обвиняемая просила ходатайство следствия отклонить.
Для принятия решения Смолкина взяла тайм-аут на два часа. Она сочла доводы следствия убедительными и оставила Васильеву под домашним арестом до 23 февраля 2014 года на прежних условиях: ей запрещено покидать квартиру без разрешения следователя и общаться со свидетелями. Про прогулки не больше трех часов в день, которые были ранее разрешены Васильевой, судья ничего не сказала. Просьбу о поездках на новую работу она отклонила. Тремя днями раньше, 20 февраля Васильевой исполнится 34 года. Так что очередной день рождения она вновь отметит у себя дома.
12 эпизодов Васильевой
Евгения Васильева оказалась под домашним арестом в своей квартире в Молочном переулке 23 ноября прошлого года. По версии следствия, бывшая глава Департамента имущественных отношений Минобороны напрямую причастна к продаже по заниженной цене зданий, земельных участков и акций, принадлежавших подконтрольной министерству организации госкомпании «Оборонсервис». Следствие полагает, что это делалось за «откаты». Компания попала в поле зрения военных следователей еще в прошлом году. В октябре 2012 года был возбужден ряд уголовных дел. Разразившийся скандал стоил должности бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову. На прошлой неделе он трудоустроился на работу в госкорпорацию «Ростехнологии».
Сейчас, как прозвучало на заседании суда, количество уголовных дел достигло уже около трех десятков.
Евгении Васильевой вменяется 12 эпизодов, а ущерб от ее действий следствие оценивает в более чем 3 млрд рублей. Ей инкриминируется мошенничество, отмывание преступных доходов, а также превышение и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 159, 174.1, 285 и 286 УК РФ). Свою вину она не признает. Срок следствия по ее делу продлен до 8 июня 2014 года.
Между тем трое других фигуранток — бывшая руководитель Центра правовой поддержки «Эсксперт» Екатерина Сметанова, экс-гендиректор ООО «Мира» (такое название «Эксперт» получил после преобразования) Динара Билялова и гендиректор компании «Оборонстрой» («дочка» «Оборонсервиса») Лариса Егорина заключили сделку со следствием. Их дела выделены в отдельное производство, и, вероятно, «уйдут» в суд раньше.