«Роснефти» нужен «Хунин-6»
Лента новостей
«Роснефть» готовится выкупить долю ЛУКОЙЛа в проекте по освоению венесуэльского месторождения «Хунин-6». После сделки созданный под этот проект Национальный нефтяной консорциум превратится в дуэт двух госкомпаний
Национальный нефтяной консорциум (ННК), представляющий интересы российских нефтяных компаний в Венесуэле, превращается в дуэт. Контролирующая проект «Роснефть» планирует купить частично или полностью долю ЛУКОЙЛа. Об этом заявил глава подразделения «Роснефти» в Венесуэле Джером Озенн.
«Мы изучаем покупку всей доли или разделения ее с «Газпром нефтью», которая также является участником проекта», — цитирует топ-менеджера агентство Bloomberg. Сумму потенциальной сделки и ее сроки Озенн называть не стал.
Однако то, что сделка может произойти уже в ближайшее время, сомнений не вызывает. О желании компании покинуть этот проект президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявлял еще в сентябре. «Необходимое письмо уже поступило на рассмотрение участников консорциума. Если они откажутся, будем искать другого покупателя», — пояснили представители частной компании.
НКК был создан еще в 2008 году для совместной работы российских нефтяных компаний в Латинской Америке, в частности, в Венесуэле. В неофициальных беседах представители отрасли отмечали, что проект с самого начала был «политическим». Курировал его лично Игорь Сечин, занимавший на тот момент кресло вице-премьера в правительстве Владимира Путина. В результате в консорциум вошли все пять крупнейших нефтяных компаний страны — «Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», — каждая из которых получила по 20% проекта. Учитывая паритетный характер консорциума, первоначально предполагалось, что его участники будут влиять на его управление в равной степени.
Однако затем Игорь Сечин покинул правительство и возглавил «Роснефть». Через короткое время после этого стало известно о желании первого участника консорциума — «Сургутнефтегаза» — выйти из него. Его долю как раз и приобрела «Роснефть», благодаря чему стала крупнейшим участником проекта. Затем стало известно о желании продать свой пакет и ТНК-BP, и этот пакет даже попытался приобрести ЛУКОЙЛ. Но вместо этого проданной оказалась сама ТНК-BP и ее доля в НКК также досталась «Роснефти». В итоге, сейчас «Роснефть» владеет 60% капитала НКК, а ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» — по 20%.
Первым и пока единственным проектом ННК стало освоение блока Хунин-6, оценочные запасы которого составляют 52,6 млрд баррелей нефти, а извлекаемые — 10,96 млрд баррелей. За вхождение в проект НКК заплатил 1 млрд долларов. При этом НКК является не оператором проекта, а лишь партнером венесуэльской государственной компании PdVSA. Доля НКК в проекте — 40%, контрольный пакет — за зарубежным партнером.
Общие инвестиции в проект оцениваются в 25 млрд долларов. В прошлом году на месторождении уже началась первая добыча — около 2,6 млн тонн нефти в год. Добываемая нефть делится пропорционально между участниками. Получается, что непосредственная доля ЛУКОЙЛа в капитале проекта — лишь 8%.
Учитывая размер доли, возможности ЛУКОЙЛа влиять на развитие проекта ограничены, отмечает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.
По неофициальным данным, «Сургутнефтегаз» ранее продал «Роснефти» свою долю в ННК за 200 млн долларов. «Примерно такой же объем будет и в этой сделке. Возможна небольшая премия», — допускает эксперт.
В ЛУКОЙЛе подчеркиваются, что сумма сделки должна быть не менее уплаченных за вход в консорциум средств плюс возмещение затрат компании, понесенных в процессе реализации проекта.
«Роснефть» такую сделку проведет без труда. К тому же, Венесуэла — один из стратегических партнеров для госкомпании, и для государства в целом. Как считается, у этой страны крупнейшие в мире запасы нефти — более 40 млрд тонн. В ближайшие пять лет российская нефтяная компания намерена инвестировать в Венесуэлу 13 млрд долларов.