«РусАл» лишают премии
Лента новостей
Лондонская биржа металлов приняла новые правила хранения алюминия и намерена выплеснуть на рынок залежавшуюся на складах продукцию. Производители против: «РусАл» и Alcoa опасаются сокращения премий за поставку металла, что позволяла им сохранять прибыльность
По обвалившемуся за последние годы рынку алюминия нанесен очередной удар. Несмотря на единодушную критику всех игроков отрасли, Лондонская биржа металлов все-таки приняла новые правила регулирования работы своих складов.
Руководство биржи рассчитывает в ближайшее время сократить очереди потребителей, ожидающих физической отгрузки металла. В прошлом году потребители металла жаловались руководству биржи, что склады, в основном принадлежащие банкам, искусственно замедляют поставки металла, ограничивая предложение. Сейчас некоторым потребителям приходится ждать своей очереди на металл по 18 месяцев.
В результате продолжающейся уже несколько лет политики низких ставок на рынке алюминия возникло контанго: хранить металл на складе сейчас выгоднее, поскольку форварды на его поставку через несколько месяцев сейчас стоят дороже аналогичных контрактов на спотовом рынке. И долгое время отрасль такая вынужденная ситуация устраивала, констатирует главный стратег на товарно-сырьевых рынках «ВТБ Капитала» Андрей Крюченков.
Производство алюминия требует привлечения большого количества человеческих ресурсов, и реорганизация отрасли означала бы сокращение, что не выгодно ни одному правительству. В результате сейчас склады биржи затоварены, и на них хранится около 5,4 млн тонн металла. Сопоставимые объемы алюминия хранятся и на других складах. Учитывая, что годовое потребление алюминия в мире составляет около 50 млн тонн, получается, что складские запасы составляют около четверти этого объема.
Чтобы разгрузить склады и одновременно удовлетворить требования потребителей, биржа и приняла новый регламент. Согласно документу, максимальное время хранения алюминия на складе сокращено до 50 дней. Если очередь на поставку превышает 50 дней, на склад будет поставлен дополнительный металл.
Все крупнейшие мировые производители алюминия — российский «РусАл», американская Alcoa, британская Rio Tinto — неоднократно критиковали эти правила еще до вступления их в силу. Металлургические компании опасаются, что более интенсивная отгрузка со складов приведет к ограничению премий, которые компании получают за физическую поставку металла в короткие сроки. Размер премий на алюминий сейчас составляет около 250 долларов за тонну — 15% от цены соответствующего форвардного контракта.
Снижение премий ударит по источнику дохода, на который алюминиевые компании привыкли полагаться с 2010 года, так как цены на сам металл сейчас на 44% ниже максимумов 2008 года. По оценкам The Wall Street Journal, за последние три года дополнительные доходы «РусАла», Rio Tinto и Alcoa от премий составили 5,6 млрд долларов.
В «РусАле» в свою очередь ранее заявляли, что премии являются результатом не ограниченного предложения металла, а его низкой цены на бирже из-за большого количества открытых коротких позиций.
Предложения руководства биржи «близоруки и ошибочны», так как рост премий был спасательным кругом для производителей на фоне снижающихся цен на алюминий, поддерживали конкурентов представители Alcoa.
В среднем квартальная EBITDA «РусАла» с начала года составляла порядка 250 млн долларов при производстве около 1 млн тонн металла в месяц. Исходя из нынешнего уровня премий получается, что большую часть EBITDA компания получала как раз за их счет, и в худшем случае после пересмотра политики «РусАлу» придется работать в ноль, допускает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Борис Красноженов.
Однако такой сценарий маловероятен. Для снижения премий потребуется время. «Это вызовет уход с рынка наименее эффективных игроков, что затем приведет к сокращению избыточного предложения алюминия и окажет поддержку спотовым ценам», — прогнозирует эксперт. «РусАл» находится где-то в середине кривой себестоимости мирового рынка алюминия, и сокращение премий не окажет значительного давления на показатели компании.
«Решение Лондонской биржи хотя и носит болезненный характер для отрасли, но все же оно приведет к выздоровлению рынка», — соглашается Андрей Крюченков.