Как маленькая страна сотворила большое шоколадное чудо
Лента новостей
Включившись в шоколадную эйфорию далеко не первой среди европейских стран, Швейцария стала ведущей мировой державой на рынке сладкого лакомства. Сегодня швейцарцы — главные сладкоежки и ведущие поставщики любимого угощения для 140 стран
По годовому потреблению шоколада на душу населения — 11,9 кг — Швейцария впереди планеты всей. Как и по числу нобелевских лауреатов в процентном отношении к численности жителей. В одном из недавних исследований, кстати, была установлена взаимосвязь этих двух параметров: чем больше страна потребляет шоколада, тем больше она получает «нобелевок» на душу населения. Эксперты спорят, можно ли считать эту зависимость достоверной. Как бы то ни было, лидерства в шоколадном деле у страны не отнять. Оборот отрасли, по данным объединения Chocosuisse, представляющего 18 компаний-производителей с совокупным штатом свыше 4000 сотрудников, составил в 2012 году 1,6 млрд франков. Значительную часть составляет экспортная выручка. При всей любви швейцарцев к своему главному лакомству емкость внутреннего рынка довольно мала, и большой объем выпускаемой продукции во все времена успешно экспортировался.
Можно отметить, что швейцарцы приобщились к шоколадной эйфории далеко не первыми среди европейцев. Испанские конкистадоры в XVI веке впервые привезли какао в Испанию — вместе с оборудованием для производства экзотического напитка (именно в такой форме Старый Свет узнал шоколад, «горькую воду» майя). В 1615 году инфанта Анна Австрийская, выросшая в Мадриде, став супругой французского короля Людовика XIII, распространила обычай пить шоколадный напиток при дворе во Франции. Угощение стало модным среди аристократии и позднее распространилось по всей Европе.
В маленьком городе Брок по сей день находится одна из старинных и ныне действующих фабрик, она была основана в конце 19 века внуком Франсуа-Луи Кайе, которого называют одним из «отцов» швейцарского шоколада. Когда-то в начале 19 века Франсуа-Луи Кайе, основоположнику семейного дела, удалось автоматизировать некоторые процессы производства, что привело к значительному снижению цены на шоколад. Главным достижением стала разработка рецептуры для производства шоколадных плиток методом отливки.
Сегодняшний владелец фабрики в Броке — компания Nestle Suisse SA, которая купила предприятие в 1929 году. Шоколад под брендом Cailler продолжают выпускать по традиционным рецептам основателя.
Подобно этому история многих марок, известных сегодня всему миру, восходит к самым истокам шоколадного дела в Швейцарии. Теодор Тоблер, Рудольф Линдт, Франсуа-Луи Кайе — их имена сегодня узнаваемы для сладкоежек, даже не знающих подробностей происхождения любимого лакомства.
Швейцарцы гордятся вкладом своих соотечественников в развитие производства. Среди их главных изобретений — миксер для смешивания сахара и какао-порошка, устройство «конше», специальный метод подогрева шоколадной массы, предотвращающий образование кристаллов на ее поверхности, молочный шоколад, шоколад с лесными орехами, шоколад с начинкой.
Конширование является завершающим процессом обработки шоколадных масс, в результате которого достигаются оптимальные характеристики шоколада (вязкость, дисперсность, равномерное распределение твердых частиц в дисперсионной среде, формируются специфический вкус, аромат и цвет шоколада и задаётся длительность хранения).
Даниель Петер после нескольких лет экспериментов и исследований изобрел в 1875 году новый вид шоколада — молочный. Прежде все попытки добавлять в шоколадную массу молоко не приносили результата. Открытие Петера было простым: вместо обыкновенного молока он добавил сухое, изобретенное Генри Нестле семью годами раньше. Молочный шоколад обходился дешевле, поскольку для его производства требовалось меньше дорогого какао-масла. Да и на вкус продукт получался более мягким — спрос на него стал расти. Благодаря новому производству швейцарские крестьяне смогли значительно расширить рынок сбыта.
С 1890 по 1920 годы швейцарская шоколадная отрасль переживала период расцвета, совпавший с золотой эпохой туризма. Представители высших слоев общества из разных стран, гостившие в стране, оценили швейцарское лакомство — слава его стала международной.
Так «маленькая Швейцария» стала ведущей шоколадной державой мира. Своей славой «швейцарский шоколад» был обязан не только большим оборотам, а прежде всего высокому качеству.
Мировой экономический кризис и исчезновение рынка сбыта так называемого «армейского шоколада» сказались на экспорте, сообщает swissworld.org. Во время Второй мировой войны значительно усложнился ввоз сахара и какао-бобов в Швейцарию, вследствие чего с 1943 по 1946 год продажа шоколада была строго нормирована. После войны в отрасли начался новый подъем. С усилением конкуренции между производителями ассортимент расширился и подешевел.
Сегодня по-прежнему большая доля продукции, около 60%, поставляется на экспорт. По данным отраслевого объединения Chocosuisse, в прошлом году на внешнем рынке объем поставок составил почти 104 тысячи тонн, что на 2,9% ниже, чем в 2011 году. При этом в стоимостном выражении (760 млн франков) показатель сократился еще сильнее — на 7,3%. Сказалось укрепление франка и ухудшение глобальной конъюнктуры.
На внутреннем рынке также отмечено снижение продаж в количественных показателях — минус 1,2%. Правда, в стоимостном выражении зафиксирован даже незначительный рост — на 0,3%. Примечательно, что с ростом курса франка для местного населения дешевле обходится импортный шоколад, он пользуется все большим спросом, его доля в общем объеме потребления в Швейцарии вновь, как и в 2011 году, выросла и теперь составляет 35,9% против 34% годом ранее.
Главным экспортным рынком для швейцарского шоколада — среди более чем 140 стран-импортеров — остается Германия (18,3%). Далее следуют Великобритания (13,8%), Франция (9,2%), Канада (6,9%). Впечатляющего роста продаж за пределами ЕС удалось добиться в Бахрейне, Китае, Индии, Японии, Южной Корее и на Филиппинах.
В целом в Chocosuisse констатируют, что в 2012 году сохранить результаты предыдущего года не удалось. В натуральном выражении общий объем реализованной продукции (на внутреннем и внешнем рынке) сократился на 4000 тонн до 172 тысяч тонн (-2,2%), выручка от реализации снизилась на 3,4% до 1,6 млрд франков.