Бывшего сотрудника ЮКОСа оставили без шансов на свободу
Лента новостей
Алексей Пичугин пробудет в колонии до конца своих дней за организацию убийств. Защита осужденного назвала решение Верховного суда «отвратительным прецедентом»
Верховный суд России сегодня отказался отменить приговор по первому делу бывшего сотрудника ЮКОСа Алексея Пичугина. В 2005 году он был осужден Мосгорсудом на 20 лет (позже Пичугин получил пожизненный срок) за организацию заказных убийств.
К вопросу о возможности отмены приговора Верховный суд вернулся после решения Европейского суда. Последний признал, что при рассмотрении дела Пичугина было нарушено его право на справедливое судебное разбирательство, и рекомендовал пересмотреть дело.
Однако высшая судебная инстанция страны не нашла для этого оснований. По мнению защитников осужденного, Верховный суд создал «отвратительный прецедент», проигнорировав исполнение решения Европейского суда.
Между тем защита осужденного надеялась, что если приговор отменят, это повлияет и на пересмотр второго дела сотрудника ЮКОСа, который отбывает пожизненный срок в колонии «Черный дельфин» в городе Соль-Илецк Оренбургской области.
«Я ездила к Пичугину две недели назад. Он был полон надежд и верил, что в ходе нового процесса ему удастся доказать свою невиновность», — поделилась подробностями встречи со своим клиентом с BFM.ru адвокат Пичугина Ксения Костромина.
Дела Пичугина
Начальник 4-го отдела службы внутренней экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексей Пичугин находится под стражей уже 10 лет. Он был арестован в 2003 году.
30 марта 2005 года Мосгорсуд приговорил его к 20 годам колонии строго режима. Присяжные признали Пичугина виновным в организации избиения бывшего начальника управделами ЗАО «Роспром» Виктора Колесова, покушении на убийство бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы Ольги Костиной и организации убийства в 2002 году в Тамбове супругов Сергея и Ольги Гориных.
Позже, в 2007 году, Пичугин был осужден Мосгорсудом и по второму делу. Суд установил вину сотрудника ЮКОСа в убийстве директора фирмы «Феникс» Валентины Корнеевой в январе 1998 года, в организации двух (в 1998 и 1999 годах) покушений на убийство управляющего компанией «Ист Петролеум хандельсгейз» Евгения Рыбина, а также в организации убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в июне 1998 года.
Суд пришел к выводу, что все эти преступления финансировались акционером ЮКОСа Леонидом Невзлиным, который уехал в Израиль. Впоследствии бизнесмен заочно получил пожизненный срок. Пичугин же был осужден пожизненно очно.
Читайте также: Экс-совладельцу «ЮКОСа» Невзлину к пожизненному сроку добавили шесть лет
Ни в ходе первого, ни в ходе второго процесса Пичугин не признавал вину, утверждая, что получил срок за то, что отказался оговорить бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева (сейчас они досиживают сроки, которые получили по совокупности двух приговоров за совершение ряда экономических преступлений).
Адвокаты Пичугина обжаловали в Европейском суде приговор как по первому, так и по второму делам. 23 октября прошлого года Страсбургский суд частично удовлетворил первое обращение защиты.
9,5 тысячи евро и совет от Европейского суда
Европейский суд пришел к выводу, что в ходе первого процесса была нарушена статья 6 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод», которая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство.
Нарушение норм международного права, по мнению ЕСПЧ, выразилось также в том, что процесс над Пичугиным был незаконно объявлен закрытым. Такое решение было принято в связи с тем, что в материалах дела имелись документы с грифом «секретно», которые так и не были озвучены.
Кроме того, адвокатам Пичугина не позволили в полной мере допросить ключевого свидетеля обвинения — Игоря Коровникова, отбывавшего срок за серию убийств и изнасилований. Когда адвокаты попытались задать ему вопросы о его прошлом, Коровников отказался отвечать на них. При этом суд не предупредил свидетеля об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.
Также Европейский суд согласился с доводами защиты о том, что Пичугину незаконно продляли сроки ареста, а жалобы защиты по этому поводу рассматривали чересчур долго — до двух месяцев.
«Содержание Пичугина под стражей первоначально оправдывалось подозрением его причастности к преступлениям. Но позже этого подозрения стало недостаточно для его нахождения в СИЗО», — говорилось в решении ЕСПЧ, который признал нарушенной статью 5 Конвенции. Она гарантирует право не подвергаться незаконному аресту.
За допущенные российской Фемидой нарушения Европейский суд постановил выплатить осужденному 9,5 тысячи евро. В своем решении он указал, что «наиболее уместным видом возмещения было бы проведение нового судебного разбирательства, либо возобновление производства».
Правительство России пыталось обжаловать решение Европейского суда в Большой палате ЕСПЧ, однако в феврале этого года та не нашла оснований для его пересмотра.
После того, как решение вступило в силу, защитница Алексея Пичугина Ксения Костромина обратилась с ходатайством к председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву с предложением возобновить производство по делу «в виду новых обстоятельств». Вячеслав Лебедев подал соответствующее представление в президиум Верховного суда.
Восемь судей президиума заседали сегодня ровно час. Они заслушали доводы адвокатов осужденного и представителя прокуратуры. Вячеслава Лебедева на процессе не было.
Единственное правильное решение
Ксения Костромина и двое ее коллег просили отменить приговор Мосгорсуда от 30 марта 2005 года, а также кассационное определение Верховного суда от 14 июля 2005 года, которым он был признан законным. Защитники требовали вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции со стадии предварительного слушания. По их мнению, «это было бы единственным правильным решением».
Ксения Костромина отметила, что вина Пичугина не была доказана собранными в материалах дела доказательствами. А проведение публичного слушания «представляет собой фундаментальное право и защищает стороны от секретного отправления правосудия».
«В деле было 56 секретных документов. Защита просила закрыть разбирательство только на момент их оглашения и Европейский суд с нами согласился. В итоге, ни одного из этих документов с грифом «секретно» исследовано не было», — указала Костромина. Она заявила, что «только новым разбирательством нарушение права Пичугина может быть восстановлено». Ее поддержали двое других адвокатов.
«Не всякое нарушение влечет отмену приговора»
А вот заместитель Генпрокурора России Владимир Малиновский был против. Он заявил, что, согласно постановлению пленума ВС, основанием для пересмотра судебного акта является «не всякое нарушение Европейской конвенции, а только такое нарушение, которое ставит под сомнение результаты дела». «Для проведения дела в закрытом разбирательстве были причины», — сказал он.
Судьи совещались пятнадцать минут. Они огласили резолютивную часть своего решения. Просьбу защиты об отмене приговора и направлении дела на новое разбирательство они отклонили.
В то же время были отменены решения Басманного суда Москвы, которыми Пичугину продлялись сроки ареста, а также судебные акты вышестоящих судебных инстанций, признавшие их законными.
Отвратительный прецедент
Адвокаты не пытались скрыть досады. «Верховный суд просто-напросто не исполнил решение Европейского суда. Это отвратительный прецедент и абсолютное попрание закона», — заявила Ксения Костромина BFM.ru.
Защитница отметила, что ратифицировав много лет назад конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», Россия обязалась исполнять решения ЕСПЧ, которые заключаются не сколько в выплате компенсаций, сколько в устранении нарушений прав человека. «А у нас нарушение прав человека никто так и не устранил», — подчеркнула она.
По ее словам, решение президиума ВС вступает в силу немедленно и внутри России не может быть обжаловано. Однако у защиты остается надежда обратиться с жалобой в Комитет министров Совета Европы, который следит за исполнением решений Европейского суда.
Стоит отметить, что 25 июля этого года Европейский суд дал шанс на отмену приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и осужденному вместе с ним на 10 лет и 10 месяцев бывшему руководителю Международного финансового объединения «Менатеп» Платону Лебедеву. Страсбургский суд признал, что при рассмотрении их первого дела Мещанским судом в 2005 году было также допущено нарушение права на справедливое судебное разбирательство.
Защитники осужденных тогда высказали мнение, что решение ЕСПЧ может стать основанием для пересмотра сразу двух дел бывших совладельцев ЮКОСа. Однако сегодняшнее решение Верховного суда делает маловероятным такой поворот событий.
Ходорковский и Лебедев должны выйти на свободу уже в следующем году. Впрочем, если против них не заведут еще одно дело.
Читайте также: Европейский суд дал Ходорковскому шанс на отмену приговора