Мосгорсуд признал законным дело братьев Навальных
Лента новостей
Алексея Навального и его младшего брата Олега обвиняют в хищении 55 млн рублей у компании «Ив Роше»
Мосгорсуд в понедельник оставил в силе решение Басманного суда столицы, который признал законным возбуждение уголовного дела в отношении Алексея Навального и его младшего брата Олега, обвиняемых в хищении более 55 млн рублей у компании «Ив Роше Восток». Таким образом, суд второй инстанции отклонил апелляционную жалобу оппозиционера. В суде выяснилось, что, вопреки появившимся слухам, руководство фирмы не отзывало обращение в следственные органы.
Стоит отметить, что это было второе слушание в апелляции, касающееся возбуждения уголовного дела о хищении средств «Ив Роше»: 6 мая Мосгорсуд отменил решение Басманного суда, который 24 января счел действия следствия законными. Жалоба Навального была отправлена на новое рассмотрение и отклонена 29 августа Басманным судом.
Апелляционная жалоба Алексея Навального на это решение должна была слушаться еще 9 октября. Однако тогда заседание отложили: защитница обвиняемого Ольга Михайлова заявила, что при передаче дела из районного суда в Мосгорсуд исчезли 99 листов. Была назначена служебная проверка, результаты которой в понедельник озвучил судья Андрей Мохов.
Оказалось, что никто документы не похищал. Просто секретарь Басманного суда ошиблась при нумерации документов. «После листа дела 157 секретарь начала оформление сразу 258-го. Получилось на 100 листов больше», — сообщил Мохов.
Читайте также: Из дела Алексея Навального исчезли 99 листов
Почтовые перевозки братьев Навальных
Уголовное дело в отношении Алексея и Олега Навальных было возбуждено в декабре прошлого года по заявлению директора российского подразделения компании «Ив Роше» Бруно Лепру. Он утверждал, что в 2008 году Олег Навальный убедил его компанию заключить невыгодный договор с фирмой «Главное подписное агентство» (ГПА) своего старшего брата на перевозку почты по маршруту Ярославль — Москва. Навальный-младший тогда являлся начальником департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России».
Следствие пришло к выводу, что услуги по перевозке почты оказывало не ГПА, а другая фирма, которой руководил знакомый Олега Навального, а более 55 млн рублей, которые «Ив Роше Восток» перевел в 2008-2011 годах за транспортные услуги «Главному подписному агентству», были похищены. В апреле этого года аналогичные претензии к Навальным предъявило и руководство ООО «Межрегиональная процессинговая компания», оценив ущерб в 3,8 млн рублей.
Братьям предъявили обвинение в мошенничестве и легализации преступных доходов (ч. 4 ст. 159 и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ). Арестовывать их не стали, взяв подписку о невыезде.
На заседание в понедельник ни Олег Навальный, ни его адвокат не пришли. Однако откладывать заседание суд из-за этого не стал.
Бруно Лепру и его обращение в СКР
Алексей Навальный и его адвокат потребовали вызвать Бруно Лепру на процесс. Ольга Михайлова высказала сомнения, что Лепру добровольно подал в СКР заявление о возбуждении дела. Вместо того, чтобы обратиться в органы МВД, гендиректор ООО «Ив Роше Восток» с нарушением подследственности подал заявление на имя главы СКР Александра Бастрыкина, который лично не раз высказался о деле Алексея Навального, отметила она. Навальный, в свою очередь, публиковал обличительные сведения о том, что у руководителя СКР имеется недвижимость и вид на жительство в Чехии.
«Обращение Бруно Лепру совпало с рапортом следователя о наличии в действиях братьев Навальных признаков преступления. Остается невыясненным, почему гендиректор «Ив Роше» посчитал, что заключенный договор является невыгодным и не воспользовался защитой своих прав с помощью гражданского законодательства», — заметила защитница.
Алексей Навальный объяснил желание видеть Бруно Лепру в суде тем, что тот якобы сообщал, что компания отозвала свое заявление о возбуждении уголовного дела.
«Заявление было написано под давлением сотрудников СКР и ФСБ, которые устроили рейд в компанию в этот день и вынудили написать заявление о возбуждении дела», — был уверен Навальный.
Однако следователь СКР Олег Нестеров заявил, что заявление потерпевшего «никто не отзывал». «Откуда эта голословная информация у Навального, я не знаю. Да он и не сможет этого сообщить», — заявил представитель СКР.
Нестеров отметил, что решение о возбуждении дела могли принять как органы МВД, так и СКР, и здесь никаких нарушений не усматривается. В итоге просьбу о вызове главы «Ив Роше» в суд отклонили.
После суд заслушал доводы сторон по существу жалобы. Ольга Михайлова
утверждала, что уголовное дело в отношении оппозиционера было возбуждено 13 декабря при отсутствии поводов и оснований. По ее мнению, если компания «Ив Роше» и имела претензии к заключенному между ней и ГПА договору, то должна была оспорить его в гражданском, а не в уголовном порядке.
Она попросила отменить решение Басманного суда, который от 29 августа признал законным возбуждение дела. «Суд написал, что основанием для возбуждения против Навального дела послужили, в частности, материалы, полученные в результате процессуальной проверки. Но суд не указал, какие именно материалы и не перечислил их», — привела она еще один довод.
Навальный: «Моя роль притянута за уши»
Оппозиционер говорил о политической подоплеке дела. Он назвал его «нагромождением квазиюридических конструкций» и напомнил, что дело завели после того, как он 13 декабря 2012 года призвал людей приходить на митинг «За честные выборы» на Лубянской площади. «После того, как я призвал людей приходить на акцию, которая не требовала разрешения властей, было возбуждено уголовное дело, а на сайте СКР появлялись заявления, что Навальный — преступник», — сказал оппозиционер.
Он утверждал, что СКР по приказу руководства страны «сфабриковало дело», чтобы запугать его и его семью и помешать политической деятельности в регионах с помощью подписки о невыезде. «Я в жизни не видел компанию «Ив Роше». Один раз был в Ярославле и близко не был в местах, которые имеют отношение к делу. Моя роль притянута за уши», — настаивал Навальный.
Под конец он сделал выпад в адрес следователя Олега Нестерова, которого, по его словам, «специально выписали» из другого города и «дали надбавку в 25 процентов».
В ответ Олег Нестеров призвал суд оставить решение Басманного суда в силе. «Я — незаинтересованное лицо. Никто лично мне ничего не доплачивает. Данное расследование не является политически мотивированным, у нас каждый гражданин равен перед законом и судом», — парировал он.
Следователь сообщил, что поводом для возбуждения дела послужило заявление представителя коммерческой организации, а также рапорт следователя об обнаружении признаков преступлений.
«Какое к этому всему имеет отношение Алексей Навальный? В постановлении о возбуждении дела прямо указано, что данные лица (оппозиционер и его брат – BFM.ru) действовали в группе», — сказал Нестеров, не уточнив, какие именно преступные действия вменяются оппозиционеру.
Следователя поддержала прокурор, собщил, что следствие по делу продлено до 13 декабря. Она тоже использовала общие формулировки, сказав, что нарушений закона и конституционных прав Навального при возбуждении дела не выявлено. В результате решение районного суда оставили в силе.
Будущее Навального решится через два дня
Это второе уголовное дело Алексея Навального: 18 июля по приговору Ленинского районного суда Кирова он получил 5 лет колонии и штраф в 500 тысяч рублей за организацию растраты имущества госпредпрития «Кировлес». Ущерб Кировской области суд оценил в более чем 16 млн рублей. Навальный был арестован в зале суда, но 19 июля областной суд отпустил его под подписку о невыезде до вступления приговора в силу. Рассмотрение апелляционной жалобы на приговор состоится уже в эту среду, 16 октября. Если приговор будет признан законным, оппозиционер снова окажется за решеткой и отправится в колонию.