Босоногий миллионер, или как определить конец кризиса
Лента новостей
Есть разные способы оценить здоровье экономики. Рост ВВП, например, или курс акций на бирже, число банкротств и число вновь созданных компаний. Ну, еще рост или сокращение безработицы. А еще есть другой надежный показатель — яхты.
Точнее — суперъяхты. Если яхта идет хорошо, значит, где-то там, где концентрируются деньги, их появилось больше, даже есть свободные, которые можно пустить на самый главный символ престижа и преуспеяния — собственный кораблик с вертолетом, спускаемой подводной лодкой и, на всякий случай, как у Романа Абрамовича, противоракетной системой.
Где же найти подходящую яхту? Я уже писал здесь, что самая дорогая в мире квартира — в княжестве Монако, крошечном государстве на французской Ривьере. Там же ежегодно проходит Monaco Yacht Show — всемирная ярмарка яхт, главным образом суперъяхт для миллионеров и миллиардеров. Может, единственное место в мире, где миллиардеры и миллионеры всего мира ходят босиком — на новую яхту в обуви не разрешается.
На нынешней ярмарке вокруг яхт царит оживление. Дизайнеры, производители, дилеры в один голос отмечают: всё, раз такой наплыв — кризис точно закончился. По словам Мэрилин Мор, редактора отдела суперъяхт журнала Boat International, когда разразился финансовый кризис 2008 года, многие из уже заказанных яхт так и не сошли с чертежной доски. Сейчас, говорит она, в общей сложности строится около 700 частных яхт размером свыше 80 футов (24-25 метров). К концу года это число, как ожидается, дойдет до 720.
Почем идут яхты? Самая дорогая и самая большая в мире яхта Eclipse принадлежит Роману Абрамовичу. Заказывалась по цене более 500 млн долларов (17 млрд рублей). Когда достроили со всеми наворотами в дизайне и секьюрити, оказалось более миллиарда. Некоторые злопыхатели все же утверждают, что яхта «Аль-Миркаб» у бывшего катарского премьера Хакима бен Джасима хоть и поменьше, но элегантнее. Правда, Хаким в этом году ушел в отставку, что будет с его яхтой непонятно, а Абрамович по-прежнему в числе богатейших людей мира. Первенству его яхты теперь никто не угрожает.
А «средняя» суперъяхта идет по цене в несколько десятков миллионов долларов. Британский дилер Николас Эдмостон объясняет: по крайней мере, 75% наиболее богатых людей в мире или владеют яхтой, или регулярно врахтуют. На них проводят и увесилительные «корпоративы», и важные деловые встречи. И конечно, это статус-символ как никакой другой.
Вне сомнения, оживление на рынке суперяхт связано с общим подъемом экономики. Но отмечают еще, что в воздухе явно носится запах «новых денег». В последнее десятилетие среди заказчиков прочно лидировали США и Россия. Однако в этом году на ярмарке в Монако появились «яхтсмены» из Бразилии, Нигерии, Таиланда (Пхукета), а также Индонезии и Китая, и других мест, где, по словам Мэрилин Мор, раньше и вовсе не существовало рынка миллионных яхт.
Некий господин, прилетевший из Казахстана, признается: «У нас выхода к открытому морю нет, но все же решили вот приехать, присмотреться, что и как. Может и нам какая яхта подойдет».
Еще одно новое отмечают с послекризисными яхтами. Миллионер пошел теперь «скромный», громкой роскоши стесняющийся. Хочет чего-то особого, чтоб ни у кого такого не было, но чтоб не так заметно было.
Может, поэтому самая модная новинка сезона — «подводный самолет». Это такой аппарат, в чем-то похожий на тот, в котором президент Путин погружался осматривать старый русский фрегат в Финском заливе. Разница только в скорости и «самолетных» обводах, как в старом фильме у Джеймса Бонда.
Если кто решит рвануть на Ривьеру за таким, спешите. Дизайнер Грээм Хоукс продал уже шесть штук, в том числе одну главе группы Virgin Ричарду Брэнсону. Может не достаться.